В него вошли регионы, которые не только сохранили свои позиции, но и совершили прорыв. Таковых набралось двадцать, включая шесть областей из Северо-Западного округа: Вологодскую, Псковскую, Калининградскую, Мурманскую, Новгородскую и Архангельскую. Заметные позиции субъекты СЗФО занимают и в других исследованиях. Согласно данным Росстата, за прошлый год в экономику округа было инвестировано свыше 2 трлн рублей. Это подтверждает повышенный интерес к территории со стороны не только отечественного, но и зарубежного бизнеса.

Резиденция для бизнеса. По итогам рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России, подготовленного рейтинговым агентством «Эксперт РА», Ленинградская область заняла пятое место по показателю «инвестиционный риск». В исследовании сказано, что здесь присутствуют минимальные риски в финансовой сфере среди всех субъектов РФ. Также в списке составляющих инвестпотенциала области значится ее инфраструктурная обеспеченность.

«Те гарантии и обещания, которые даем инвесторам, мы соблюдаем. Это позволяет оставаться в числе лидеров по инвестициям в России. Для нас важно, что компании, работающие в области, чувствуют себя комфортно. 80% крупных предприятий, присутствующих здесь, поэтапно расширяют свой бизнес. И это лучший показатель инвестклимата», — уверен губернатор региона Александр Дрозденко.

Один из инвестиционных магнитов области — территория опережающего социально-экономического развития «Пикалево», созданная в марте 2018 года. В статусе резидента ТОСЭР компания получает существенные льготы и преференции. В первые пять лет она не уплачивает налог на имущество, а в последующие пять лет этот налог снижен до 1,1%. Налог на прибыль в части уплаты в федеральный бюджет отменен на первые пять лет, в региональной части в первые пять лет он составит 5%, в следующие пять лет — 10%. На период 10 лет отменен земельный налог, с 30% до 7,9% снижены взносы во внебюджетные фонды.

В 2019 году статус резидента в ТОСЭР «Пикалево» получили три компании. ООО «ПИТЭК» специализируется на производстве термообработанной и пропитанной древесины, ООО «Ф. Скрупской» собирается выпускать кондитерские изделия, а ООО «РемАвтоПик» заявило о намерении создать станцию технического обслуживания грузового автотранспорта. Еще ряд заявок находится на рассмотрении.

Серьезные проекты реализуются и на других площадках Ленобласти. Во Всеволжском районе группа компаний «Орими» — крупнейший российский производитель чайно-кофейной продукции — открыла завод по производству растворимого кофе. Объем инвестиций составил 6,4 млрд рублей. Запланированная мощность на первом этапе — 4,2 тыс. тонн кофе в год с дальнейшим увеличением до 8,5 тыс. тонн. 

А в городе Коммунаре Гатчинского района после реконструкции, обошедшейся в 3,5 млрд рублей, открыто производство АО «Кнауф Петроборд» — крупнейшего в РФ производителя картона из макулатурного сырья. Ежегодно комбинат перерабатывает его в объеме 250 тыс. тонн, запуск нового оборудования позволит увеличить цифру почти в полтора раза. После модернизации годовая мощность картоноделательной машины составляет около 860 млн кв. метров облицовочного картона, который используется для выпуска гипсовых строительных плит. Совокупная годовая мощность двух машин — 240 тыс. тонн.

Выгодные условия локации. По результатам 2019 года в исследовании Национального рейтингового агентства Калининградская область заняла 10-е место и попала в группу IC2, что означает высокую инвестиционную привлекательность второго уровня. «Благодаря уникальному географическому положению — близости к Европе и выходу к морю — мы являемся одной из наиболее перспективных площадок для размещения как экспортно ориентированных производств, так и производств, использующих иностранное сырье и комплектующие, ориентированные на рынок Евразийского экономического союза», — подчеркнул губернатор региона Антон Алиханов. 

Калининградская область предлагает бизнесу воспользоваться обновленными льготами особой экономической зоны. С января 2018 года, после перезагрузки режима ОЭЗ, ее новыми резидентами стали свыше 100 компаний с заявленным объемом инвестиций 25,7 млрд рублей. Активно формируются промышленные площадки. Как рассказал руководитель региональной Корпорации развития Андрей Толмачев, две из них — индустриальные парки «Храброво» и «Черняховск» — гарантируют одни из самых привлекательных в России условий для размещения производства. 

Специализацией площадки «Черняховск» станут логистика, крупные транспортные и производственные проекты. Готовность инженерных коммуникаций близка к 100%. Выбор площадки «Храброво» для реализации своих проектов уже подтвердили восемь компаний. Среди них — международная «Объединенная меховая корпорация», решившая открыть здесь свое новое российское предприятие по выпуску верхней одежды и обуви. За три года объем финансовых вложений в него может составить от 15 до 20 млн долларов. 

«В Ставропольском крае останется переработка овчины, а в Калининградскую область мы перенесем из Китая производство верхней одежды и зимней обуви, все, что связано с fashion-индустрией. Преобладающая доля выпускаемой продукции будет экспортироваться в страны Европы и США», — проанонсировал собственник бизнес-проекта, президент «Калининградской меховой компании» Валерий Данилов. 

Еще более масштабный — мультимодальный — проект реализует Калининградская железная дорога совместно с АО «ОТЛК ЕРА». В ноябре 2019 года на железнодорожном паромном комплексе в Балтийске состоялся прием первого тестового контейнерного поезда в рамках китайской инициативы «Новый шелковый путь». В составе поезда, следовавшего по маршруту Сиань — Калининград — Гамбург, находилось 42 сорокафутовых контейнера (84 TEU) с товарами народного потребления, автомобильными запчастями и компьютерным оборудованием. Груз доставили из КНР всего за восемь дней. В Балтийске был произведен перегруз контейнеров на фидерные суда, которые доставили их в Германию, на железнодорожно-портовый терминал Мукран/Засниц. Это единственный порт в Западной Европе, располагающий путевыми и перевалочными устройствами для железнодорожных вагонов российской широкой колеи.

«Усилия по интеграции нашего региона в маршрут «Нового шелкового пути» дают результаты. За это время увеличилась грузовая база, рост объема перевозок составляет ежегодно порядка 20%», — отметил заместитель председателя правительства Калининградской области Александр Рольбинов.


Экономическое здоровье. Мурманская область вошла в топ-10 российских регионов по состоянию экономического здоровья консолидированного бюджета и в топ-20 самых экономически здоровых регионов страны. Об этом свидетельствуют результаты исследования рейтингового агентства «Эксперт РА» и фонда «Росконгресс». 

«Мы уделяем особое внимание созданию благоприятного инвестиционного климата и работе с инвесторами. У нас есть все необходимые инструменты для того, чтобы обеспечить комплексное сопровождение проекта на каждом этапе его реализации. Это и подбор земельных участков, и помощь в подключении к сетям, и содействие в выборе наиболее эффективных налоговых льгот», — перечислил генеральный директор региональной Корпорации развития Антон Федоров.

Пожалуй, самый масштабный инвестпакет Мурманской области — 15 проектов в Арктической зоне, которые оцениваются в 600 млрд рублей и предполагают создание более 24 тыс. рабочих мест. Губернатор региона Андрей Чибис уточнил, что это как уже реализуемые, так и новые проекты в сферах производства, добычи, транспорта, электроэнергетики, судоремонта и рыбопереработки. 

В первую очередь речь идет о Мурманском транспортном узле — создании круглогодичного глубоководного морского центра по переработке контейнерных и нефтеналивных грузов, о перевалке угля и минеральных удобрений, интегрированного в международный транспортный коридор «Север — Юг». Проект ориентирован на реализацию задачи по увеличению к 2024 году грузоперевозок по Северному морскому пути до 80 млн тонн и подразумевает обеспечение необходимой для этого инфраструктуры.

В рамках комплексного развития Мурманского транспортного узла строятся железнодорожная линия от станции «Выходной» до станции «Лавна» и новая система энергоснабжения. За счет средств частных инвесторов должны быть возведены угольный и нефтяной терминалы. Кроме того, на восточном берегу залива предполагается реконструировать имеющиеся мощности по перевалке угля и открыть новый контейнерный терминал. Силами Государственной транспортно-лизинговой компании уже создается новый экологичный угольный терминал проектной мощностью 18 млн тонн в год, в 2022-м он выйдет на запланированную мощность.


Второе рождение моногорода. Одна из главных точек роста Вологодской области — территория опережающего социально-экономического развития «Череповец». Согласно прогнозу, к 2026 году там будет работать около 40 резидентов. Объем их инвестиций превысит 10 млрд рублей, а количество новых рабочих мест — 2,5 тыс. «Я думаю, что Череповец одним из первых покинет перечень моногородов: наши успешные практики тиражируются на другие аналогичные территории страны», — заметил губернатор региона Олег Кувшинников.

Уже в нынешнем году резиденты ТОСЭР «Череповец» завершат реализацию шести инвестпроектов. В их числе — создание Череповецкого судостроительного завода и Череповецкой машиностроительной компании. Также планируется закончить строительство завода по производству молочной продукции и предприятия по выпуску интеллектуальных приборов учета электроэнергии.

Есть прогресс и на других площадках. В феврале ПАО «Северсталь» объявило о строительстве сортопроволочного стана 170 в сортопрокатном производстве Череповецкого металлургического комбината. Размер инвестиций достиг 11 млрд рублей. Как сообщил генеральный директор «Северстали» Александр Шевелев, новый стан позволит учесть высокие требования ОАО «Северсталь-метиз» к качеству поверхности сортовой продукции и ее микроструктуры. Общая протяженность стана составит 550 метров, проектная производительность — 1 млн тонн в год. Запуск намечен на вторую половину 2022-го.

А благодаря ООО «Майский Иван-Чай» Вологодская область может стать крупнейшим в России производителем иван-чая. Компания собирается создать в Междуреченском районе производственно-сырьевую базу. Над этим она работает уже два года: определены земли, совместно с ВГМХА имени Н.В. Верещагина проведено более 20 экспериментов по выращиванию и культивированию растения на Вологодчине.
«Для принятия решения о строительстве чайной фабрики мы должны быть уверены в положительных результатах экспериментов и в том, что сможем создать собственную сырьевую базу. Мы хотим достигнуть лидерства в производстве и выращивании иван-чая и для этого просим поддержки департамента сельского хозяйства области в признании кипрея сельхозкультурой», — прокомментировал генеральный директор ООО «Майский Иван-Чай» Сергей Костин.

Инвестиции в проект оцениваются в 634 млн рублей. Выращенный на Вологодчине иван-чай компания планирует поставлять более чем в 30 государств. «Это исторический проект не только для нашего региона, но и для всей страны. В царской России иван-чай был исконно русским напитком и вместе с маслом поставлялся во многие страны мира. Мы возрождаем традиции», — подчеркнул Олег Кувшинников.


Перспективные рудники. Сегодня на территории Республики Коми реализуется более 40 крупных проектов в различных отраслях экономики с общим объемом инвестиций свыше 990 млрд рублей. В их числе — строительство второй нитки системы магистральных газопроводов Ухта — Торжок, автомобильной дороги Сыктывкар — Ухта — Печора — Усинск — Нарьян-Мар, железнодорожной магистрали «Северный широтный ход» на участке Коноша — Чум — Лабытнанги, вертикально интегрированного горно-металлургического комплекса по переработке титановых руд и кварцевых песков Пижемского месторождения... 

«Мы готовы предложить инвесторам различные формы и меры господдержки, которая оказывается как через региональные программы, так и в сотрудничестве с федеральными институтами развития. Реализуя в Коми инвестиционные проекты, можно заключить специальный инвестконтракт, взять в аренду землю без проведения торгов, получить льготы по налогу на имущество организаций либо оформить льготный заем из республиканского фонда развития промышленности», — перечислил экс-глава республики Сергей Гапликов.

Одним из стратегических партнеров Коми является Объединенная компания «РУСАЛ». В 2016-2017 годах один из крупнейших в мире производителей алюминия инвестировал в проекты доработки текущего Вежаю-Ворыквинского и разработки нового Верхне-Щугорского месторождения 3,35 млрд рублей. В 2018-2019 годах финансовые вливания составили 3,4 млрд рублей. Основная их часть пошла на приобретение нового горнотранспортного оборудования.

На Средне-Тиманском руднике в прошлом году развернулось масштабное строительство очистных сооружений Вежаю-Ворыквинского месторождения. В нынешнем году на частной железной дороге «РУСАЛа», проложенной на этом же руднике, появится новый трехпутный разъезд. Это позволит сократить интервал попутного следования поездов, на 58,5% увеличить пропускную способность перегона и, как следствие, нарастить объемы отгрузки боксита. 

«Боксит Тимана» вносит ощутимый вклад в развитие экономики Коми. Благодаря инвестициям «РУСАЛа» предприятие не только стабильно работает, открывает новые рабочие места, но и видит дальнейшие перспективы. Так, в прошлом году ученые Института геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН смогли составить среднесрочный прогноз развития и освоения сырьевой базы в регионе», — рассказали в министерстве инвестиций, промышленности и транспорта республики. 


 |