Эксперты Национальной технологической инициативы поддержали идею, которая уже готова к внедрению в розничных сетях и может снизить процент некачественных продуктов, попадающих к потребителям.
Термометки под названием Z-CRIO – индикаторы, которые наклеиваются на групповую или индивидуальную упаковку товара, например, на замороженную рыбу. «Замороженная рыба от камеры заморозки до прилавка должна находиться при температуре не выше минус 18 ⁰C , – объясняют представители “Криотех”. – При повышении температуры рыба начинает портиться. При минус 16 ⁰C рыба полностью перестанет быть пригодной для употребления за 24 часа, а при минус 10 ⁰C – за четыре часа».
Пластиковые метки необратимо меняют цвет при увеличении температуры, начиная с минус 18 ⁰C. При этом авторы разработали два типа индикаторов: первый активируется вручную, а второй активируется автоматически при замораживании метки. При необходимости можно изменить стартовую температуру, если заказчику нужно отслеживать условия хранения для других категорий продуктов.
По словам авторов проекта, главная его цель – создать удобный индикатор для покупателей конечного продукта (можно оценивать качество визуально) и для ритейлеров, которые смогут «на входе» контролировать качество товара. Цена меток почти не влияет на стоимость продуктов, предварительно стоимость индикатора составляет около одного рубля за штуку.
Еще одна задача – внедрить новые инструменты и регламенты для всей цепочки производителей пищевых продуктов до потребителя. В спорах между ритейлерами и поставщиками термометки помогут объективно оценить ситуацию, понять, на каком этапе были нарушены условия хранения продуктов.
Авторы испытывали термометки совместно с X5 Retail Group. «В пилоте мы испытывали цепочки от производителей до транспортных логистических центров и оттуда до розничных магазинов, – рассказал Константин Беляков, один из инициаторов проекта. – Все работало в штатных условиях и экспериментах отлично. В магазинах на конечных продуктах (пельменях, рыбе) термометки мы пока не проверяли, так как их пока нет в нужном количестве, но ведем переговоры с инвесторами». Вполне возможно, что проект подтолкнет отрасль к введению новых регламентов контроля качества продуктов, в разработке которых будет участвовать сообщество FoodNet.
Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (asi.ru) создана распоряжением Правительства России от 11 августа 2011 года. Наблюдательный совет АСИ возглавляет Президент России Владимир Путин. Агентство поддерживает проекты, направленные на системные изменения в сфере улучшения делового климата и поддержки инноваций, образования и подготовки кадров, здравоохранения и социального обслуживания, регионального и городского развития. Среди ключевых инициатив АСИ – Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах, платформа для обмена лучшими практиками «Смартека», программа «100 городских лидеров», модель повышения инновационной открытости крупных компаний и платформа Национальной технологической инициативы.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры. Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов. Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 129 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 69 странах мира.