«Малому и среднему бизнесу уже несколько лет, начиная с пандемии, достаточно легко получить средства на развитие. Это стимулирует индивидуальных предпринимателей, которые раньше получали кредитование как физические лица на развитие бизнеса, а сегодня все чаще получают как юридические лица. Еще одна тенденция – это IT-процессы, цифровизация кредитных процессов. Конечно, они ограничены какими-то суммами, но тем не менее это тоже повышает возможности доступа к финансированию», – сказала старший вице-президент, директор по внешним связям «Промсвязьбанка» Вера Подгузова.

Третий тренд связан с увеличением доли безналичных расчетов в деятельности МСБ. «Этому будет способствовать и рост фискального контроля, и повышение качества финансового мониторинга в дальнейшем», – считает Вера Подгузова.

Четвертый тренд, который назвали участники дискуссии, – децентрализация финансирования, изменение классической модели финансового посредничества, по которой деньги выдаются преимущественно банками или финансовыми организациями. Один из примеров такой децентрализации – краудфандинг – совместное финансирование проектов в форме займов. «Примерно сто лет назад в форме акций собрали средства на компанию «Добролет» – до сих пор она существует и является одной из ведущих мировых компаний. Сейчас есть интернет и много разных форм и видов финансирования», – сказал исполнительный директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ Кирилл Косминский.

Еще одной тенденцией он назвал формирование экономики совместного потребления, самый яркий пример которой – каршеринг. «В городах уменьшается количество машин. Да, автопроизводители не в восторге, но при этом экология, городская среда улучшается», – добавил Кирилл Косминский.

«Что касается розничного сегмента и инвестиций граждан, то есть тоже очень интересная тенденция. В период той же пандемии было открыто много брокерских счетов, которые были не использованы. Это опять же следствие того, что государство стало оказывать поддержку. Но брокерские счета – один из показателей того, что у населения есть большой интерес к инвестиционной деятельности», – сказала Вера Подгузова.

Она добавила, что согласно исследованиям, который банк проводит вместе с НИФИ Минфина России, за последние 12 месяцев реальный опыт серьезного инвестирования есть у 17 % россиян. «Из этих 17 % – 30 % инвестировали в акции, 27% – в иностранную валюту, 19 % – в золото и драгоценные металлы, 17 % – в недвижимость. 6 % от общего числа инвестирующих покупают гособлигации. Самый известный на сегодняшний момент вид инвестирования для россиян, об этом говорят 66 % жителей нашей страны, – это акции. При этом более 80 % по-прежнему доверяют банкам как сберегательным инструментам», – Вера Подгузова.

Отдельный пункт исследования – изучение «женского инвестирования». Сейчас более 40 % из всех инвесторов – это женщины, Россия сегодня занимает второе место в мире по числу инвесторов-женщин.

Генеральный директор Ассоциации развития финграмотности Вениамин Каганов отметил, что уровень финансовой грамотности населения в целом вырос, но этот рост не успевает за новыми продуктами и новыми услугами. Он добавил, что повышение уровня финансовой грамотности – общее дело всех заинтересованных участников процесса, в том числе финансовых организаций. «Человек должен знать не только, где и что можно приобрести, но и каких ситуациях и в каких случаях этого нельзя делать. Это наша общая задача – сформировать умение отделять зерна от плевел. И я признателен всем коллегам, которые действительно делают очень много в этом направлении. Это и ВТБ, и ПСБ, и члены нашей ассоциации, и многие другие участники финансового рынка», – подчеркнул Вениамин Каганов.