— Северный Кавказ сегодня — самый быстрорастущий туристический регион России: он демонстрирует выдающиеся темпы прироста турпотока. Оценки разнятся, но в последние несколько лет мы видели общий рост турпотока в СКФО порядка 20%, что два с лишним раза превышает средние темпы роста по стране.
Другие регионы считают хорошим результатом прирост турпотока на 7%, 8%, иногда 10%. В Дагестане в 2022 году было зафиксировано плюс 30%, хотя понятно, что такой темп не может сохраняться постоянно.
Северный Кавказ чрезвычайно успешен с точки зрения развития туризма. Однако мы наблюдаем неравномерность в темпах роста турпотока по субъектам СКФО. Лидером является Ставропольский край — в нынешнем году он принял 3-3,5 млн человек. Далее следуют Дагестан (1,5-2 млн), Кабардино-Балкария (1,2 млн). У аутсайдеров результаты скромнее.
Почему турсфера на Северном Кавказе так быстро растет? Сработали несколько факторов. Во-первых, СКФО чрезвычайно повезло с туристическим наполнением, с идеями поездок. Люди едут сюда не жить в отеле, а за впечатлениями. Существуют четыре основные идеи поездок. Первая — пляж, особенно для родителей с детьми. Это один из дайверов роста, в частности в Дагестане. Здесь шикарная береговая полоса, прибрежный Каспийский кластер.
Второй фактор — медицинский туризм. Район Кавказских Минеральных Вод — бренд № 1 на рынке медтуризма России.
Третий фактор — экстремальный туризм, и сюда же примыкает горнолыжный. Более молодая аудитория предпочитает поездки за драйвом, за риском, за яркими, опасными впечатлениями.
Четвертый фактор — культурно-познавательный, он же экскурсионный туризм. В СКФО — тысячи объектов культурного наследия федерального значения. Например, Дербент входит в список наследия ЮНЕСКО.
Четыре элемента поездок дают туристу возможность за короткое время прикоснуться к уникальной природе Кавказа, посмотреть древние крепости, мечети, искупаться летом в море, а зимой покататься на лыжах. Сочетание разнообразных туристических впечатлений позволило привлечь максимальную аудиторию. Не всем регионам так повезло.
Мы ожидаем, что в 2024 году Северный Кавказ примет свыше 7 млн туристов.
Однако существуют и вызовы. Один из трендов нынешнего года — огромный дефицит средств размещения в ряде регионов СКФО. Прежде всего, в Дагестане. Летом разместиться было практически невозможно ни в Махачкале, ни в Дербенте, ни в горных районах. Да, в республике реализуется программа строительства модульных отелей. Возводятся глэмпинги, профинансировано 120 проектов на 2500 мест. Однако все эти места нужны были вчера. Строительство в Дагестане не успело и не могло успеть, поскольку никто не ожидал, что рост турпотока окажется таким быстрым и значительным.
Та же самая история — в районе Кавказских Минеральных вод. Туристы бронируют места в санаториях в среднем за 150 дней, за полгода. Это связано с тем, что санаториев катастрофически не хватает. Туристы понимают, что если не купят путевки на лето 2025 года сейчас, то в марте-апреле не купят ничего. Строительство санатория — более долгая и затратная история, чем строительство модульного отеля. Помимо отельного корпуса нужен медицинский блок. Инвесторы признаются, что проблемы с оборудованием тоже нарастают. Кадровый дефицит в сфере медперсонала, врачей, особенно врачей редких специальностей, заметен везде. Это проблема номер один для новых санаториев, которых возводится мало. Ежегодный рост спроса на санатории мы оцениваем в 10-15%. Между тем в строй вводится всего 5-7 санаторных проектов в год.
Еще более сложная проблема — на горнолыжных курортах, поскольку трассы и подъемники — это сложные инженерные сооружения. Тут тоже есть нарастающие проблемы с оборудованием для подъемников. Часть курортов по природным условиям (как Эльбрус, например) не могут быстро расширять зону катания. В то же время увеличение количества трасс — это не просто показатель успешности или конкурентное преимущество. Существует ГОСТ, который определяет количество горнолыжников на квадратный метр трассы. То есть курорт в целях безопасности не может выпустить на склон больше катающихся, чем это предусмотрено нормативными документами. Они создадут риск друг для друга, катание перестанет быть безопасным. Поэтому все курорты Северного Кавказа сейчас находятся в стадии строительства новых трасс. Но это тяжелая, затратная история.
В России появился новый тип отдыха — летний отдых в горах. Горнолыжников в 5-10 раз меньше, чем обычных туристов. Успешность регионов в целом и горнолыжных курортов в частности будет зависеть от того, насколько окажутся наполнены горнолыжные курорты летом. На Северном Кавказе в данном направлении интенсивно развивается Архыз. Чем можно заниматься здесь летом? Ездить на велосипедах, ходить пешком по экотропам, прогуливаться по красивым видам, есть даже свадебные церемонии на высоте 2500 метров, музыкальные фестивали, концерты. В ближайшие годы летний поток на горнолыжные курорты превысит, а где-то уже превысил летний поток. Это очень серьезная перспектива для развития и горнолыжных курортов, и регионов в целом.