Подробнее об этом — в эксклюзивном интервью с министром РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым.

Президент России Владимир Путин заявил, что развитие Дальнего Востока является национальным приоритетом на весь XXI век. Исходя из этого посыла насколько успешно, по вашему мнению, развивается в последние годы ДФО? Какие инструменты разработаны и запущены для того, чтобы в макрорегион приходили крупные инвестиции, реализовывались масштабные проекты, строились современные объекты социальной инфраструктуры и в конечном итоге люди оставались здесь жить, работать, создавать семьи, делать карьеру?

На Дальнем Востоке создан благоприятный инвестиционный климат. Как российские, так и зарубежные инвесторы активно пользуются возможностями преференциальных режимов, которые обеспечивают проектам прибыльность и доходность.

С государственной поддержкой реализуется 2900 инвестиционных проектов, в которые за десять лет привлечено свыше 10 трлн рублей, из них около 5 трлн уже фактически вложены. Введены 900 новых предприятий, создано 155 тыс. новых рабочих мест.

В 2024 году на Восточном экономическом форуме было подписано более 300 новых соглашений с инвесторами на общую сумму 5,5 трлн рублей.

Особое внимание Правительство России уделяет как созданию условий для экономического роста, так и повышению качества жизни людей. Поэтому один из приоритетов — масштабное обновление городской инфраструктуры.

Реализуются мастер-планы 25 дальневосточных городов. В прошлом году введены первые 55 объектов: строятся новые набережные, парки, жилые комплексы, объекты культуры и досуга, здравоохранения, школы, детские сады. До 2030 года запланировано реализовать сотни аналогичных проектов.

Например, в 2025 году на Сахалине будет сдан в эксплуатацию кампус «СахалинТех» на 1,5 тыс. студентов, введен детский центр отдыха и оздоровления «Полярная звезда» в Якутии — здесь смогут отдыхать до 5,2 тыс. ребят ежегодно. В Приморском крае появится новый горнолыжный комплекс — в Арсеньеве на территории опережающего развития создаются горнолыжные трассы общей протяженностью свыше 12 км, скоростные канатные дороги, гостиницы.

За пять лет в три раза выросли объемы жилищного строительства в ДФО. Сейчас на разных стадиях — более 7 млн кв. м новостроек. Мощным стимулом для развития стройиндустрии стало решение президента России о сохранении для дальневосточников льготной ипотеки под 2% годовых. Благодаря этой программе 132 тыс. семей купили или построили новое жилье.

Мост_1.jpg

Дальний Восток сотрудничает со многими государствами, при этом его стратегическим партнером в силу многих причин является Китай. Какова динамика торгово-экономических контактов между ДФО и КНР? В каких отраслях эти контакты наиболее активны?

В 2024 году исполнилось 75 лет с момента установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. За эти десятилетия контакты двух стран вышли на высокий уровень всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Наряду с регулярными встречами глав государств и правительств работают межправительственные комиссии на уровне вице-премьеров, более 80 совместных органов и структур. За последнее десятилетие товарооборот Дальнего Востока России с Китаем удвоился. Удельный вес КНР в структуре внешней торговли ДФО превышает 50%. Существенный вклад в развитие торгово-экономического сотрудничества вносит новая трансграничная инфраструктура. В частности, мосты Благовещенск — Хэйхэ и Нижнеленинское — Тунцзян. Ежегодно по ним уже перевозятся миллионы тонн грузов, притом что потенциал объектов почти в 10 раз выше.

На Дальнем Востоке в преференциальных режимах инвесторы из КНР реализуют 60 проектов объемом свыше 1 трлн рублей в таких сферах, как строительство, производство стройматериалов, машиностроение, производство и переработка зерновых и масленичных культур, судоремонт, добыча угля, логистика. Одним из новых центров российско-китайского торгово-экономического взаимодействия в торговле, туристическо-рекреационной деятельности, инфраструктуре станет проект совместного развития острова Большой Уссурийский в Хабаровском крае.

За последние годы значительно выросла популярность высших учебных заведений Дальнего Востока, в том числе среди иностранцев. Много ли студентов из Китая обучаются сегодня в вузах ДФО? Какие направления подготовки пользуются у них наибольшей популярностью?

Такая волна интереса — один из результатов реализуемой в ДФО комплексной программы поддержки системы образования — как высшего, так и профессионального. Уделяем пристальное внимание развитию образовательных проектов на Дальнем Востоке, модернизации инфраструктуры вузов и колледжей. Важнейший проект — дальневосточный трек программы академического лидерства «Приоритет 2030». В нем участвуют 14 вузов ДФО, в которых обучаются свыше 64 тыс. студентов. Привлекаем на Дальний Восток компетенции ведущих университетов страны, развиваем науку и технологии, строим кампусы мирового уровня.

Сегодня в дальневосточных вузах обучаются более 10,7 тыс. студентов из-за рубежа. В прошлом году число иностранцев, поступивших на первый курс, возросло в 1,5 раза. При этом 83% приезжают к нам из Китая. У иностранных абитуриентов повышенной популярностью пользуются Дальневосточный федеральный университет, Тихоокеанский государственный университет, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Северо-Восточный федеральный университет и Амурский госуниверситет. Востребованы специальности, связанные с математикой и информационными технологиями, экономикой и менеджментом, горным делом и медициной.

Сотрудничество в сфере образования — перспективное направление. Уже есть совместные проекты в этой сфере. Так, в пригороде Владивостока планируется построить международный российско-китайский образовательный центр с гостиничными корпусами, конгрессно-выставочным и бизнес-центрами, спортивным комплексом, ресторанами и иной инфраструктурой. Он станет крупной площадкой для совместной подготовки кадров, культурного и образовательного обмена.

А насколько распространена практика обучения жителей Дальнего Востока в вузах Китая?

Сотрудничество российских и китайских вузов развивается, реализуются образовательные программы обмена студентами. Наиболее интенсивно идет обмен знаниями в подготовке квалифицированных кадров в области науки и технологий.

Но есть и другие интересные сюжеты. Например, якутские студенты уже не первый год направляются в КНР для обучения цирковому искусству. Государственный цирк Якутии гордится тремя поколениями выпускников Пекинского международного колледжа искусств, которые стали победителями многих всероссийских и международных фестивалей-конкурсов циркового искусства.

ДВФУ.jpg

Отдельная тема — сотрудничество в сфере туризма. Какими темпами растет турпоток из Китая на Дальний Восток? Какие регионы ДФО особенно популярны у гостей из КНР?

Турпоток растет. В 2024 году регионы Дальнего Востока посетили порядка 600 тыс. китайских туристов в составе тургрупп. Наиболее популярные направления — Приморье, Амурская область и Забайкалье. Гостей из КНР привлекают как природа, так и культурно-исторические связи, расширяющиеся инфраструктурные возможности. Имеются все предпосылки к тому, чтобы турпоток между нашими странами продолжал набирать обороты.

Насколько активно развивается межрегиональное сотрудничество? В каких сферах взаимодействуют субъекты ДФО и провинции КНР?

Делегация из КНР традиционно является одной из самых многочисленных на Восточном экономическом форуме. В прошлом году в нее вошли представители органов власти провинций Ляонин, Хэйлунцзян и Гуандун, а также китайского бизнеса. На пленарном заседании ВЭФ выступил заместитель Председателя КНР Хань Чжэн.

Интенсивность межрегиональных контактов возрастает. Работает межправительственная российско-китайская комиссия по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока РФ и Северо-Востока КНР. Проводятся десятки международных форумов и конференций — как в России, так и в Китае.

Главным результатом таких контактов становятся новые проекты на Дальнем Востоке. Кроме того, инвесторы из КНР проявляют интерес к Арктике, в частности, к сотрудничеству в области развития Северного морского пути, рассматривая этот маршрут в качестве международного транспортного коридора.