— Китай занимает первое место среди стран дальнего зарубежья по количеству туристов, приезжающих в российскую столицу. Только в 2024 году Москву посетили более 420 тыс. путешественников из КНР. Китайский язык становится вторым по популярности туристическим языком.

В русско-китайских отношениях туризм стал формирующим элементом. Задачи, стоящие перед ним, усложнились и приобрели статус со звездочкой, пройдя трансформацию от простого увеличения процента въезда иностранных граждан и получения ими положительного туропыта до создания коммуникационной среды как многогранной платформы для взаимодействия двух стран. 

Другими словами, целью туризма стало не просто развитие туристской дестинации, а формирование площадки для мультинаправленной коммуникации, где есть и экономический аспект, и социальный, и образовательный, и промышленный, и бизнес/mice, и leisure/bleisure сегменты, и медицинское направление. Мы наблюдаем исторический момент, когда туризм принимает на себя роль лидера этой международной коммуникации.

В самом туризме центральное место занимают образование и культура. В прошлом году мэр Москвы Сергей Собянин и мэр Пекина Инь Юн подписали программу сотрудничества на 2024-2026 годы, приурочив ее к 75-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. Стороны договорились об обмене опытом и реализации совместных проектов в разных сферах. В их числе — культура, технологии, образование, торговля и туризм.

В рамках перекрестных годов культуры России и Китая в Москве проходил фестиваль в честь китайского Нового года. Он привлек около 1,5 млн человек из разных регионов страны. Таким образом международный туризм стал еще и драйвером развития внутреннего. А с 12 по 15 июня 2025 года в столице КНР пройдет фестиваль «Московские сезоны в Пекине» — отличная связка международных отношений и событийного туризма.

В китайском деловом центре «Хуамин» советник-посланник по образованию посольства КНР в России Цао Шихай в рамках 4-й выставки «HSK — образование и работа в Китае» отметил, что число изучающих русский язык в КНР составляет 120 тыс. человек, а в России китайский язык изучают 113 тыс. человек. По данным на октябрь 2024 года, в российских вузах обучаются более 48 тыс. китайских студентов. Об этом сообщил посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй. Число же российских студентов, обучающихся в китайских вузах, составляет 16 тыс. Пропорции довольно неравные. Стремясь увеличивать турпоток из КНР, количество изучающих китайскую культуру и язык, необходимо наращивать показатели.

В 2024 году в Китае запущен новый проект «Российский учитель за рубежом», способствующий изучению русского языка, истории и культуры РФ. Будем ждать, когда аналогичный проект стартует в России.

Итак, в каких специалистах нуждается сфера туристического обмена между Россией и Китаем? В специалистах объектов размещения, общественного питания, транспорта, торговли. В специалистах международного менеджмента, в том числе маркетинга. В специалистах по экскурсионной деятельности. В специалистах по работе с туристскими территориями и формированию турпродуктов.

Задачи, которые стоят перед регионами: правильно формировать образ своего целевого клиента (совсем не для всех регионов актуально наращивать количество туристов, напротив, многим следует работать над увеличением чека); грамотно и эффективно формировать турпродукт под нужды клиента с учетом изучения потребностей, составления CJM и элементарного тестинга (Cust dev); увеличивать процент возвратных туристов; разрабатывать маркетинговую стратегию продвижения турпродукта; наращивать информированность о международных туристских практиках и национальных особенностях клиента; проводить глубокую аналитическую работу по изучению спроса в зависимости от сегмента целевой аудитории.

Забайкальский край демонстрирует успешные результаты в развитии туристической отрасли, особенно в сотрудничестве с Китаем. За 2023 год доход местной турсферы составил 2,7 млрд рублей. В 2024 году регион посетили более 55 тыс. граждан КНР в составе организованных групп. Край признан лидером России в номинации «Регион въездного туризма».

Основные направления развития туристической отрасли Забайкальского края: продвижение международного брендового маршрута «Великий чайный путь», создание единого турбренда региона, стандартизация услуг и инфраструктуры, проработка правил организации экскурсионной деятельности. Край активно использует возможности национального проекта для развития турсферы, что позволяет не только увеличивать поток туристов, но и обеспечивать экономический рост региона за счет мультипликативного эффекта туротрасли. Комплексный подход помогает краю успешно конкурировать на международном рынке туристических услуг и создавать привлекательные условия как для гостей региона, так и для инвесторов в турсферу.

Формируя продукт, необходимо учитывать особенности того, для кого он будет работать. Поэтому важно изучение образа китайского туриста. Что можно заметить в некоторых регионах России, где туробмен с КНР активно развивается? Увеличивается срок пребывания туриста — до пяти ночей. Меняется возраст — растет процент молодежи. Корректируется финансовый показатель целевой аудитории — появляются более обеспеченные гости. Меняется целевой вектор — туристы переключаются с шопинга на культурно-познавательные мероприятия.

Задачи, которые стоят перед специалистами, взаимодействующими с туристами из Китая: составление экскурсионных программ с учетом особенностей гостей; формирование комфортной среды пребывания для граждан КНР в России и ведение совместной работы с представителями Поднебесной по созданию комфортных условий для наших граждан; повышение квалификации гидов-переводчиков и экскурсоводов, работающих с китайскими туристами; улучшение качества их обслуживания за счет обучения персонала, надлежащего информационного сопровождения и адаптации продукта/услуги; навигация на китайском языке; голосовые объявления на китайском языке для направлений Россия — Китай — Россия; информация на информационных мониторах на китайском языке; создание китайской версии сайта аэропорта.

Таким образом, туристическая сфера становится не просто отраслью экономики, а важным инструментом комплексного развития российско-китайских отношений, способствующим укреплению связей на всех уровнях — от простого туробмена до формирования стратегических партнерских отношений между странами.