— Мы сможем грамотно реализовать национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» при условии, если будет четкое понимание того, на что тратить выделяемые деньги. Кроме безусловного развития транспортной инфраструктуры, отелей и т.д., нужно помнить и о необходимости продвижения туристических услуг. На мой взгляд, то, что мы имеем в структуре продвижения сейчас, — это середина ХХ века.

Мы не поддерживаем сетевую систему продаж через турагентов, которые худо-бедно обеспечивают территории организованными туристами, которые выгоднее, чем индивидуальные, по крайней мере потому, что ими можно управлять и грамотно направлять, например, в музеи с учетом загрузки, предварительных договоренностей и т.д. Продвижение же турпродуктов среди индивидуальных туристов осуществляется в первую очередь посредством социальных сетей, с которыми, как я понимаю, регионы пока не работают и работать нормально не научились.

Важная тема — качественное изменение туристических услуг и увеличение доли осознанной ориентации на ценность туристов. Наша жизнь очень стремительно меняется, а наши представления о ценности туристов меняются несколько медленнее. Как туристы видят туризм? Чего от него хотят?


Во-первых, туризм — это мощнейший инструмент воздействия на сознание человека. Английские ученые утверждают, и мы с ними согласны, что туризм улучшает качество жизни человека. За время пандемии мы все на себе почувствовали, как, сидя дома взаперти, в изоляции, набрали лишние килограммы, потеряли некий процент жизнестойкости и оптимизма — и готовы ехать уже куда угодно. Недаром в августе-сентябре мы наблюдали в Нижнем Новгороде фантастический бум приезда индивидуальных туристов. Люди настолько засиделись в четырех стенах, что перестали бояться ковида.

Во-вторых, туризм — очень важный способ восстановления ресурса креативности. 90% тех, кто приходит к нам на экскурсии, — представители креативного класса. Люди, продуктом труда которых являются не сплетенные лапти, не выкованный серп, а произведения их ума, их фантазии, их выдумки, их креативности. Восполнить свой трудовой ресурс такие люди могут только одним способом — потребляя другие креативные продукты. И туризм здесь — одна из наиболее ярких, комфортных и далеко не самых дорогих возможностей.

Еще туризм — это метод образования и воспитания, приобщение к культуре целой страны и отдельных ее территорий. С точки зрения экономики туризм тоже вполне понятен: это доходы принимающей страны, региона, города, всей инфраструктуры с транспортом, гостиницами и т.д. Это создание рабочих мест в отраслях, это безусловное улучшение качества жизни.

Нижний Новгород чрезвычайно преобразился после чемпионата мира по футболу 2018 года. Но давайте подумаем о новых смыслах и новых возможностях. В XXI веке туризм — это политика. Рано или поздно ковидные ограничения будут сняты, и к нам поедут иностранные туристы. У меня такое подозрение, что из-за высокого курса рубля, из-за того, что не только мы засиделись по домам, но и вся Европа, Америка, Австралия, люди поедут. И по опыту мундиаля мы понимаем, что нет более эффективного, мягкого, но действенного механизма позиционирования нашей страны на карте мира, как въездной туризм.

Мы часто принимаем иностранных туристов, и чаще всего они уезжают с таким мнением: «Мы и не знали, что в России так спокойно, безопасно и хорошо». Поэтому туризм — это, безусловно, политика, и, если мы выходим на новый этап работы в рамках национального проекта, то я бы порекомендовала создать в структуре Ростуризма департамент пропаганды. Потому что туризм как пропаганда — очень эффектное и очень значимое явление.

Я предлагаю посмотреть на самое современное применение туризма в нашей жизни и, возможно, на одно из самых эффективных на данном этапе. Во всем мире идет жесточайшая конкуренция за квалифицированные трудовые ресурсы. Конечно, США в этой конкуренции «сделали» всех: американцы много лет осуществляют программу привлечения на льготных условиях самых лучших специалистов. Мы же отстали...

Сейчас конкуренция спустилась ниже — она уже не на уровне стран, а на уровне городов. Например, Нижний Новгород находится всего лишь в трех часах езды от Москвы. И мы видим, как самые образованные торопятся перебраться в столицу. При этом, учитывая временной отрезок между городами, они вполне могут позволить себе приезжать на выходные домой к семье или работать в столице вахтовым методом.

Чем территория способна удержать трудовые ресурсы, которые помогут ей сохраниться? Нижний Новгород — промышленный город, ему нужны самые разнообразные специалисты — от ученых-ядерщиков до сварщиков. В этом случае очень эффективным является применение инструментария туризма для работы с собственным населением. Яркие, продвинутые, креативные люди так устроены, что не хотят жить где попало. Они хотят жить на территории, наполненной смыслами, с яркой историей, хорошей инфраструктурой. Они хотят жить на территории, которая нравится другим людям. При виде на улице туристов в первую минуту им приходит в голову: «Надо же, как много людей! Как у нас хорошо!» 

 |