В столицу ДФО приехали свыше 2600 представителей российского и зарубежного бизнеса из более чем 1140 компаний. Самые многочисленные делегации прибыли из Китая, Лаоса, Монголии, Японии, Индии. Среди высокопоставленных официальных лиц — премьер-министр Лаоса Сонексай Сипхандон, премьер-министр Монголии Гомбожавын Занданшатар, заместитель председателя постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Ли Хунчжун, а также 12 иностранных министров и 14 глав дипломатического корпуса. Прилетели и представители 17 недружественных государств, включая США, Францию, Швейцарию, Японию, Великобританию, Германию, Италию, Канаду, Польшу. 

Цифры и факты. Ключевым мероприятием ВЭФ-2025 стало пленарное заседание. В нем приняли участие президент России Владимир Путин, а также Сонексай Сипхандон, Гомбожавын Занданшатар, Ли Хунчжун.

Программа форума состояла из семи тематических блоков: «Дальний Восток — территория для жизни и развития», «Рецепты роста: инвестиции, инновации, интеграция», «Открытость и взаимовыгодное партнерство — основа стабильности», «Технологии: от теории к экономическим эффектам», «Города — для жизни людей», «Артерии роста: как логистика меняет экономику», «В партнерстве бизнеса и государства: большая пересборка». В деловую программу вошли более 165 мероприятий, в которых приняли участие свыше 1000 спикеров. В рамках ВЭФ прошли встречи представителей деловых кругов России и стран АТР: состоялись бизнес-диалоги «Россия — Китай», «Россия — Индия», «Россия — Лаос», «Россия — Таиланд», «Россия — АСЕАН».

«Восточный экономический форум стал местом подведения итогов деятельности за прошедшие десять лет. По поручению президента России мы продолжаем работу во благо Дальнего Востока. Заработали социальные программы, механизмы стимулирования экономики и привлечения инвесторов. Поручения, данные главой государства, будут выполнены в полном объеме», — прокомментировал заместитель председателя Правительства РФ — полпред президента в ДФО, председатель оргкомитета ВЭФ-2025 Юрий Трутнев.


ВЭФ (6).jpgСтарт новых проектов. В рамках X Восточного экономического форума Владимир Путин дал старт целому ряду проектов. Среди них — открытие Тихоокеанской железной дороги (ТЖД). Она построена за рекордные два года и стала первой в России частной железной дорогой протяженностью 531 км.

ТЖД — третья крупная ж/д артерия Дальнего Востока наряду с Транссибом и БАМом. 31 км магистрали проходит по Якутии, остальные 500 км — по Хабаровскому краю. Новый путь включает 6 мостов, 18 разъездов, 1 станцию, 580 светофоров, 220 стрелочных переводов, 550 инженерных сооружений. Пропускная способность ТЖД будет составлять 50 млн тонн угля в год.

«Тихоокеанская железная дорога — часть масштабного, комплексного проекта освоения Эльгинского угольного месторождения, на базе которого создан транспортно-логистический кластер мирового уровня. Железнодорожное полотно проложено в непроходимой дальневосточной тайге и связывает два региона: Якутию и Хабаровский край, где уже построен морской угольный терминал», — отметил глава Минвостокразвития России Алексей Чекунков.

Инициатор проекта — компания «Эльга» — инвестировала в развитие транспортно-логистического комплекса 140 млрд рублей. Создано 3000 новых рабочих мест.

Президент также открыл мультимодальный транспортно-логистический центр «Артем» в Приморском крае. Новый «сухой порт» с развернутой длиной путей более 100 км будет обрабатывать экспортные и внутрироссийские грузы в контейнерах, отправлять и обрабатывать импортные грузы. Резидент территории опережающего развития «Михайловский» компания «ФинИнвест» на первом этапе строительства вкладывает в проект 41,7 млрд рублей. Создано 232 новых рабочих места. При реализации проекта задействованы механизмы господдержки в виде льготного финансирования по линии ВЭБ.РФ и Сбера.

«Рост экономики Дальнего Востока требует развитой инфраструктуры. Во Владивосток приходят грузы из других регионов и стран. Столице ДФО нужны достойные входные ворота для приема товаров. Для этого создан ТЛЦ «Артем» — крупнейший «сухой порт» на территории России с современной железнодорожной, терминальной, складской и таможенной инфраструктурой, способной предоставлять грузовладельцам качественный логистический сервис, соответствующий мировым стандартам», — подчеркнул Юрий Трутнев.

Мощность ТЛЦ «Артем» на первом этапе составит 542 тыс. ДФЭ в год. В дальнейшем она должна превысить 1 млн ДФЭ.

«Терминал станет ключевым хабом на Дальнем Востоке для погрузки контейнеров в полувагоны. Одновременно это и поддержка угольной отрасли по снижению затрат на логистику за счет исключения порожного пробега вагонов. С запуском ТЛЦ «Артем» открывается новая эпоха развития логистики в России», — заявил генеральный директор ООО «ФинИнвест» Александр Кахидзе.

С «благословения» Владимира Путина начал работать и новый международный терминал аэропорта Хабаровска. Проект по его строительству реализован в рамках ТОР «Хабаровск» с применением механизмов господдержки, включая льготное финансирование по линии ВЭБ.РФ. Инвестиции составили 6,1 млрд рублей. Создано 177 новых рабочих мест.

ZHO00469.jpg

Аэропортовый комплекс оснащен 2 телетрапами, 7 лифтами различного назначения, 7 эскалаторами, 2 уровнями автоматизированной обработки багажа, 11 стойками регистрации, 30 кабинами паспортного контроля. Терминал рассчитан на обслуживание до 1 млн пассажиров в год при пропускной способности 600 человек в час.

«Мы уверены, что созданная инфраструктура на многие годы вперед станет основной для укрепления социальных и экономических связей с дружественными странами Азиатско-Тихоокеанского региона, позволит существенно увеличить приток туристов и инвестиций в экономику не только Хабаровского края, но и всего Дальнего Востока», — признался генеральный директор АО «Международный авиатерминал Хабаровск» Юрий Кондратчик.

После ввода в эксплуатацию нового международного терминала объединенный аэровокзальный комплекс аэропорта Хабаровск стал крупнейшим на Дальнем Востоке. Его суммарная площадь теперь составляет 48 тыс. кв. м.

При участии главы государства стартовала и работа пилотной площадки инновационного научно-технологического центра «Русский» во Владивостоке. Новый объект площадью 7,6 тыс. кв. м стал первым объектом инновационного комплекса, где разместятся лаборатории, центры исследований и разработок, опытные производства российских высокотехнологичных компаний. Инвестиции в первый этап строительства кластера составили более 650 млн рублей.

До конца года в ИНТЦ начнут работать 16 резидентов, в портфеле которых 30 инновационных проектов. «Здесь, на острове Русский, вместе с ДВФУ мы создаем уникальный научно-технологический центр, инновационный хаб всего Дальнего Востока. Наша цель — при поддержке государства ускорить развитие высокотехнологичных российских компаний. Их разработки способны существенно повлиять на масштабы развития всей отечественной экономики и наукоемких производств. Первая площадка ИНТЦ готова, и первые резиденты уже с нами», — сообщила генеральный директор Фонда развития ИНТЦ «Русский» Елена Харисова.

А еще Владимир Путин дал старт работе Дальневосточного международного финансово-расчетного центра для сотрудничества с государствами Азиатско-Тихо- океанского региона. Центр открыт на базе офиса специализированной финансовой компании «А7», созданной банком «ПСБ». Он призван усилить взаимодействие с азиатскими странами, в которых сосредоточено до 80% внешнеторговых операций российского бизнеса.

«В условиях меняющейся мировой экономической ситуации и возрастающих требований к безопасности и стабильности международных расчетов «ПСБ» с помощью созданной компании «А7» реализует уникальную систему высокотехнологичных трансграничных платежей. Мы отмечаем высокую потребность в надежных расчетах не только со стороны российского бизнеса, но и спрос со стороны зарубежных компаний, заинтересованных в построении и поддержании устойчивых торговых и финансовых связей с контрагентами. Так, открываем офисы «А7» в двух африканских государствах. Создание Дальневосточного международного финансово-расчетного центра в транспортно-логистическом хабе восточной части нашей страны отвечает потребностям игроков товароемкого рынка Азиатско-Тихоокеанского региона в инновационных платежных технологиях и высокой внешнеэкономической экспертизе и призван усилить финансовый суверенитет России за счет создания системы эффективных расчетов между странами», — прокомментировал председатель «ПСБ» Петр Фрадков.

ВЭФ (10).jpg

Грандиозные планы. На полях ВЭФ-2025 было подписано 358 соглашений, договоров, меморандумов, планов и дорожных карт. Общая сумма инвестиций со стороны отечественных и иностранных компаний, предусмотренных этими документами, превышает 6 трлн рублей (без учета коммерческой тайны).

Среди самых крупных — соглашение о строительстве горно-обогатительного комбината на базе Мильканского железорудного месторождения в Хабаровском крае. «Хабаровский край является одним из опорных регионов Дальнего Востока, одним из самых крупных промышленно развитых субъектов. Новый проект усилит экономическую мощь края. Появится еще один горно-обогатительный комбинат. Объем инвестиций в проект оценивается в 650 млрд рублей. Будут созданы новые высококвалифицированные рабочие места, а регион получит новые налоговые поступления», — заявил Юрий Трутнев.

Проект предполагает постановку запасов железной руды на государственный баланс и строительство ГОКа мощностью переработки 54 млн тонн руды в год в Тугуро-Чумиканском районе, вблизи села Чумикан. Сейчас уже реализуется комплексная программа по геологическому изучению недр для подготовки технико-экономического обоснования, подсчета запасов и их постановки на госбаланс.

«Убежден, что реализация проекта придаст мощный импульс экономике региона. Мы заинтересованы в инвесторах, которые готовы не только осваивать наши богатейшие недра, но и вносить вклад в социально-экономическое развитие территории. Со своей стороны готовы создать все необходимые условия для реализации проекта, оказывать комплексную поддержку и выстраивать максимально эффективное взаимодействие», — отметил губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин.

Еще один масштабный проект — формирование Алданского промышленного кластера в Якутии. Общий объем инвестиций в него составляет 535,3 млрд рублей, появится более 16,7 тыс. новых рабочих мест. Планируется комплексное развитие промышленной инфраструктуры в Алданском районе, включая строительство магистральных газо- и нефтепроводов, ЛЭП 220 кВ, автомобильных и железных дорог с выходом на БАМ и Транссиб.

«Это проект стратегического значения не только для нашего региона, но и для всего Дальнего Востока. Он позволит комплексно освоить минерально-сырьевой потенциал Южной Якутии, создать новые высокотехнологичные производства и предложить большое количество вакансий», — заявил председатель правительства Якутии Кирилл Бычков.

В составе кластера предполагается размещение уранового горно-металлургического комбината, горно-металлургического комбината с производством горячебрикетированного железа, производства минеральных удобрений на базе Селигдарского месторождения апатитов, завода по производству СПГ, аммиака и аммиачной селитры.

«Алданский кластер станет одним из крупнейших проектов на территориях опережающего развития Дальнего Востока. В сотрудничестве с правительством Якутии мы окажем комплексное сопровождение проекту, включая содействие в получении статуса резидента ТОР, что предоставит инвесторам доступ к набору льгот и преференций. Создание целой группы взаимосвязанных производств окажет значительный синергетический эффект для развития промышленной и экономической сфер макрорегиона», — прокомментировал генеральный директор Корпорации Дальнего Востока и Арктики (КДРД) Николай Запрягаев.

КРДВ, компания «ЛОТС» и китайский инвестор Shenzhen Zhihua Times International Trade Co., Ltd объединят усилия для создания международного туристического кластера «Лазурный резорт» в Приморском крае. Главный пляж Владивостока ежегодно привлекает тысячи людей живописными видами на Уссурийский залив, теплым морем, пологим песчаным дном и активной летней жизнью. Однако существующая инфраструктура требует развития: в сезон гостям не хватает качественного жилья и парковочных мест, среди других слабых мест — дефицит развлечений и ярко выраженная сезонность.

«Лазурный резорт» станет ответом на текущие вызовы территории, превратив популярную, но неорганизованную рекреационную зону в уникальный всесезонный курорт мирового уровня с закрытой водой. На площади почти 200 тыс. кв. м появится уникальный комплекс, объединяющий термальные источники, современную туристическую, развлекательную и культурную инфраструктуру. Для нашей компании, имеющей успешный опыт реализации гостиничного проекта «Звезда моря», новый курорт — логичный шаг в развитии качественной туринфраструктуры Приморья. При полном развитии проекта более 3 тыс. человек единовременно смогут разместиться в 4-звездочном отеле, апартаментах premium-класса и виллах с термальными источниками», — рассказала генеральный директор ООО «ЛОТС» Людмила Слепцова.

Компания «ДУК» и КРДВ договорились о сопровождении инвестпроекта по реконструкции Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в Бурятии стоимостью 78,9 млрд рублей. Предусматриваются строительство новой паровой котельной мощностью 320 Гкал/час и установка двух угольных энергоблоков на 90 и 110 МВт с плановым вводом в 2029 году.

Забайкальский край и ООО «Мангазея Майнинг» объединят усилия при строительстве горно-обогатительного комбината на базе золоторудного месторождения «Тасеевское». Проект предполагает инвестиции в размере 71 млрд рублей, переработку до 2,5 млн тонн руды и добычу 5-7 тонн золота в год. Будет создано около 1500 рабочих мест, возобновится промышленная разработка одного из крупнейших месторождений региона.

Компания «Овербест РУС» и КРДВ примут участие в создании золотодобывающего кластера на территории месторождения «Перевальное» в Аяно-Майском районе Хабаровского края. Речь идет о строительстве золотоизвлекательного комплекса мощностью 1 млн тонн руды в год и развитии сопутствующей инфраструктуры. Общий объем инвестиций — 40 млрд рублей.

КРДВ и МКАО «Хайлэнд Голд» займутся совместным освоением золоторудных месторождений «Восточный двойной» и «Благодатное» на территории Дальнего Востока. Намечается строительство высокотехнологичных горнодобывающих предприятий с бюджетом 37,2 млрд рублей.

Компания «ИФР-1» и КРДВ построят универсальный перегрузочный терминал и железнодорожный агрологистический комплекс на пограничном переходе Нижнеленинское (Еврейская автономная область, Россия) — Тунцзян (провинция Хэйлунцзян, Китай). Терминалы будут обеспечивать перевалку до 80 тыс. сорокафутовых контейнеров и до 500 тыс. тонн сельхозпродукции и других грузов в год. Инвестиции оцениваются в 22,05 млрд рублей.

Сферы, в которых подписано больше всего соглашений: социально-экономическое развитие регионов России (64), образование и наука (60), инвестиции и банковская деятельность (43), промышленность и строительство (42), транспорт и логистика (29). 15 субъектов РФ подписали 153 документа на общую сумму 2,781 трлн рублей. В лидерах — Бурятия (8 соглашений на 1,171 млрд рублей), Хабаровский край (17 соглашений на 689 млрд), Якутия (19 соглашений на 628 млрд).

STR_1355.jpg

Альтернатива однополярной модели. Однополярная модель мирового экономического устройства уходит в прошлое, на смену ей приходит многополярный порядок, где ведущую роль начинают играть государства Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока. Об этом заявил министр экономического развития России Максим Решетников в ходе сессии «Глобальный Юг и Восток: кто возглавит новую экономику роста», состоявшейся на полях ВЭФ-2025.

По мнению Решетникова, эти страны формируют новые центры экономической силы, выступая ключевыми драйверами международной торговли, инвестиций и технологического развития. На их долю уже сегодня приходится более 40% мировой торговли, а в 2023 году они привлекли почти в два раза больше инвестиций, чем развитые экономики.

Россия является равноправным участником и соавтором формирующейся новой архитектуры глобальной экономики. «Глобальный Юг и Восток — новые центры роста. 14 из 25 крупнейших экономик мира по предпринимательской способности как раз экономики Глобального Юга и Востока, темпы роста — в 2,5-3 раза выше экономик Запада. Чтобы поддерживать такой отрыв и такие темпы роста, нам предстоит решить ряд вопросов. А именно обеспечить независимую инфраструктуру торговли, которая будет касаться системы расчетов и платежей, построения независимых логистических цепочек, включая доступ к портам, вопросы страхования и перестрахования, финансирования, формирования независимых биржевых индикаторов. Это вопросы, скорее, кратко- и среднесрочного периода. Если говорить о более долгосрочном периоде, это вопросы в первую очередь образования и технологий», — прокомментировал Максим Решетников.

По его замечанию, наша страна активно наращивает партнерские отношения с государствами Глобального Юга и Востока. Если в 2021 году на Азию приходилось 40% российского товарооборота, то по итогам 2024-го показатель достиг 73%, в то время как доля Европы сократилась до 20%.

«Россия и Дальний Восток занимают уникальное место в этих процессах: Россия активно выстраивает связи с динамично развивающимися регионами, а Дальний Восток становится естественным мостом между Россией и странами Глобального Юга и Востока. Важнейшими задачами являются интеграция в трансграничные цепочки добавленной стоимости, развитие новых транспортно-логистических маршрутов и финансовой инфраструктуры, реализация совместных инвестиционных проектов», — отметила ректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России Виттория Идрисова.

Как полагает заместитель генерального директора по взаимодействию с органами государственной власти и внешним связям FESCO Сергей Сидоров, Дальний Восток сегодня — это не только регион России, но и стратегическая точка опоры для формирования глобальных маршрутов: «Именно здесь создаются новые возможности для развития торговли, выстраивания связей с ключевыми центрами Глобального Юга и укрепления сотрудничества с Азией. FESCO как часть госкорпорации «Росатом» и ведущий российский перевозчик делает ставку на то, чтобы интегрировать дальневосточные мощности с помощью наших маршрутов в систему мировых цепочек поставок».

Ярким свидетельством успешной переориентации экономических связей являются рекордные показатели товарооборота с Китаем и Индией, реализация более 80 крупных совместных проектов, а также активная работа по заключению соглашений о свободной торговле, которые уже действуют с Вьетнамом, Ираном, ОАЭ и другими странами.

Президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф уверен, что в России сформировался самый конкурентный в мире и самый развитый по качеству инструментов банковский сектор. В отличие от многих других государств российские банки сохранили за собой весь спектр операций, и их сложно превзойти в силу очень мощного технологического начала. Все это Россия может привнести в развитие Глобального Юга. И чтобы строить многополярный мир, эти технологии должны быть доступны из нескольких источников.

«Сбер — вторая транзакционная система в мире по объему транзакций. И у нас есть шанс в нынешнем году стать транзакционной системой № 1, ведь мы растем очень быстро. Поэтому можем создать основу всей финансовой инфраструктуры для рынка и с удовольствием готовы делиться нашими технологиями со странами Глобального Юга и Востока — там, где это востребовано», — заявил Греф.

В условиях перехода к многополярному миру Россия совместно с партнерами выстраивает эффективные, надежные и не зависимые от внешнего вмешательства механизмы взаимодействия. Это касается развития транспортных коридоров «Север — Юг» и «Восток — Запад», перевода расчетов в национальные валюты (их доля превышает 80%), а также формирования новых институтов в торговой, инвестиционной и технологической сферах, основанных на взаимном доверии и уважении общих интересов.

Министр финансов и доходов Республики Союз Мьянма Кан Зо считает, что международные отношения приобретают все большее значение на региональном и глобальном уровнях. «Пандемия и геополитические конфликты в некоторых частях мира показали, что длинные цепочки поставок хрупки. Сейчас страны уделяют приоритетное внимание устойчивости и партнерству. Это ускорило перемены. Теперь страны Глобального Юга и Востока не просто участвуют в этом процессе, они являются движущей силой глобального экономического роста. Мьянма налаживает прочные связи со стратегическими экономическими объединениями: ШОС, БРИКС и ЕАЭС. Мы также заинтересованы в присоединении к БРИКС. В Мьянме есть пословица: единство — сила. Это способствует развитию торговли и инвестиций не только в стране, но и в регионе в целом. Партнерские отношения помогают нашей экономике расти», — подчеркнул Кан Зо.

По замечанию декана Института финансовых исследований Чунъян Китайского народного университета Ван Вэня, Китай и Россия разделяют стратегическое видение «Большой Евразии», уделяя особое внимание взаимосвязи между собой, использованию местной валюты и культурному обмену несмотря на то, что географические проблемы разнообразия и финансов все еще присутствуют. «Укрепление инвестиций и сотрудничества на Дальнем Востоке может открыть новый потенциал для обеих сторон. В 2023 году Главное таможенное управление КНР совместно с тремя другими министерствами одобрило внутренние торговые перевозки товаров провинции Цзилинь для трансграничных перевозок и определило порт Владивостока в России в качестве внутреннего торгового транзитного порта. Западные санкции ускорили «девестернизацию». Китай и Россия стремятся к большей самостоятельности и более глубокому взаимодействию с не западными странами», — сообщил Ван Вэнь.

 |