Какую роль играет ЕЭК в реализации политики по углублению интеграционных процессов на территории ЕАЭС? Какие наиболее важные решения, принятые при участии Комиссии за время ее существования, вы бы выделили?

4.jpg

Антон Евстратов, преподаватель кафедры всемирной истории и зарубежного регионоведения Российско-Армянского университета (Армения)

— ЕЭК, де-юре контролирующий орган ЕАЭС, де-факто выходит далеко за рамки связанных с этим функций, являясь одновременно и коллективной руководящей структурой, и «мозгом» Союза. Стоит отметить консенсусный характер принимаемых Комиссией решений. Последние следует разделить на две группы — стратегические и ситуативные, принимаемые в чрезвычайных условиях, в ответ на те или иные, часто неожиданные, вызовы. К первой группе можно отнести уменьшение роли доллара в расчетах между странами ЕАЭС, расширение экономической активности Союза вне его пределов: соглашения о зонах свободной торговли с Сербией, Вьетнамом и Ираном и др. Ко второй группе — меры по борьбе с пандемией и ее последствиями.


Алибек Тажибаев, директор Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (Казахстан)

— ЕЭК играет ключевую роль в осуществлении эффективных интеграционных процессов не только на территории ЕАЭС, но и на всем пространстве «Большой Евразии» — от Лиссабона до Камчатки. Наиболее важные решения, принятые за период существования Комиссии, — запуск и реализация соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем, подписание соглашения об образовании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.


Вадим Елфимов, политолог, телеведущий, писатель (Беларусь)

— ЕЭК выполняет полезную роль трех «К» — координации, кооперации и креатива. Но я бы добавил в эту формулу еще и «И» — инициативу. Если провести аналогию с политической системой любой страны, ЕЭК — техническое правительство, не имеющее права политической инициативы. Но политические решения вполне можно подготовить и подтолкнуть с помощью «технических» инициатив — здесь, мне кажется, и кроется новое пространство для роста авторитета и влиятельности ЕЭК на всем евразийском пространстве.


Станислав Притчин, старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН, к.и.н. (Россия)

— За 10 лет ЕЭК стала полноценным наднациональным органом, сформировавшимся институтом, который является ключевым игроком в реализации договоренностей в рамках евразийской интеграции. Создан действующий аппарат, работающий над стратегией развития, решением возникающих внутри ЕАЭС споров и противоречий, расширением списка внешних партнеров за счет создания зон свободной торговли и включения ассоциированных членов.


Владислав Кондратьев, редактор информационно-аналитического портала «Каспийский вестник» (Россия)

— ЕЭК — это, без сомнения, центральный и наиболее важный регулирующий орган ЕАЭС. Во многом именно благодаря успешной деятельности Комиссии мы стали свидетелями как собственно учреждения самого Союза, так и его становления в качестве одного из наиболее крупных и важных интеграционных объединений на мировом геоэкономическом пространстве. К числу наиболее важных решений ЕЭК можно отнести снятие пошлин и многих ограничений на движение товаров, услуг, капитала, утверждение концепции формирования общего финансового рынка, запуск общего рынка труда и др.


Лидия Пархомчик, эксперт Института мировой экономики и политики (Казахстан)

— Именно ЕЭК генерирует предложения по дальнейшему развитию евразийской экономической интеграции. Сейчас перед Комиссией стоит задача найти новое содержание интеграции, а также своевременно реагировать на беспрецедентные вызовы, связанные с пандемией. Без работы ЕЭК сегодняшний уровень интеграционных преобразований оказался бы недостижим. В рамках ЕАЭС действует обновленный Таможенный кодекс, принято порядка 50 единых технических регламентов. То, что перед угрозой коронакризиса страны Союза не пошли по пути протекционизма, говорит о жизнеспособности ЕЭК.


Ксения Тюренкова, директор Центра международных и общественно-политических исследований «Каспий Евразия» (Россия)

— ЕАЭС имеет в своей структуре ряд главных органов, которые наделены широкими полномочиями и обладают наднациональной юрисдикцией, то есть не подчиняются ни одному из национальных правительств государств-членов Союза и могут принимать решения, обязательные для этих государств. К таким органам и относится ЕЭК. Принимаемые Комиссией решения становятся либо стандартами и создают систему права ЕАЭС, либо имплементируются в национальные законодательства стран Союза. Обладая большим объемом компетенции, ЕЭК очень динамично работает. За 10 лет ее функционирования сделано очень многое и, главное, создан каркас евразийского рынка, экономического пространства, Таможенного союза.

По вашей оценке, какие вопросы являются сегодня наиболее актуальными для ЕАЭС и его членов? Какие из них решаются успешно, а какие — пока не очень? Чем это можно объяснить?

Антон Евстратов:

— Перед ЕАЭС стоит задача борьбы с коронавирусом и его последствиями — это залог успеха/неудачи остальных мероприятий. Именно из-за пандемии находятся далеко от желаемого уровень формирования общих рынков по ряду товаров и общее расширение сотрудничества. С другой стороны, пандемия стимулирует цифровизацию — как в масштабах отдельных стран, так в общесоюзном формате.

Алибек Тажибаев:

— В экспертном и медиапространстве существует точка зрения, обвиняющая Россию в реализации политических, а не экономических задач в рамках ЕАЭС. При глубинном и объективном рассмотрении происходящих процессов позиция обвинителей РФ нивелируется результатами деятельности ЕЭК. Перед нами открывается еще одна важная роль Комиссии — сохранение экономического вектора евразийских интеграционных процессов.

Вадим Елфимов:

— Отдавая дань важности экономической кооперации, я все же особо выделю решение ЕЭК о развитии единого информационного пространства. Это очень перспективное направление, которое может стать эпохальным для всего ЕАЭС. Не стоит ограничиваться пресловутой цифровизацией, а двигать вперед гуманитарный тренд — единую культурную и информационную повестку евразийских народов. Медийное пространство ЕАЭС пока поделено на «национальные куски». Этому нужно противопоставить согласованные усилия государств Союза, действующих ради дружбы и сотрудничества в публичной сфере.

Станислав Притчин:

— Взаимная торговля в ЕАЭС показывает определенную стагнацию, сегодня уже нет быстрого роста, который наблюдался в момент создания Таможенного союза, зоны свободной торговли и перехода к общей интеграции. На момент, когда основные барьеры были сняты, это позволило существенно нарастить взаимную торговлю. Сейчас эффекта от этого уже нет, потому что он полностью реализован. Задача — в увеличении глубины интеграции как за счет торговли, так и за счет реализации совместных промышленных, производственных, цифровых проектов. Это позволит, сохраняя конкурентоспособность, максимально обеспечить свою технологическую независимость. Нужно создавать возможности для производства сложных, наукоемких проектов в машино- и двигателестроении, инновационных и телекоммуникационных отраслях. Важно задействовать более глубинные возможности для долгосрочной интеграции и экономического развития государств в целом.

Владислав Кондратьев:

— Наиболее актуальные задачи в Стратегии развития евразийской интеграции до 2025 года — улучшение функционирования рынка товаров и таможенного регулирования, дальнейшее устранение барьеров. Еще одной очень важной задачей в нынешних геополитических и геоэкономических условиях является развитие евразийских транспортных коридоров. Сейчас ЕЭК работает над утверждением перечня таких коридоров. Его утверждение позволит странам ЕАЭС более эффективно реализовывать преимущества своего выгодного положения на пересечении транспортных маршрутов «Восток — Запад» и «Север — Юг».

Лидия Пархомчик:

— Страны евразийской пятерки намерены сосредоточить свое внимание на проблемах формирования общих рынков, внедрения системы маркировки, углубления цифровизации. Фактически ЕАЭС все еще находится на переходном этапе от таможенного к экономическому союзу. Положительный эффект от «быстрой» интеграции уже реализован. Впереди — кропотливая работа по согласованию более чувствительных вопросов интеграции. ЕЭК хорошо проявила себя во время начальной стадии пандемии, что говорит о мощном интеграционном потенциале. Комиссия в срочном порядке ввела тарифные льготы и приняла пакет стабилизационных мер, часть которых сохраняется до сих пор.

Ксения Тюренкова:

— Формирование единого экономического и политического пространства с максимальной унификацией правовых систем и гуманитарных процессов — основное направление работы ЕЭК. Целый блок уже принятых решений относится к этой сфере. Для стран ЕАЭС, не имеющих подобного опыта взаимодействия, адаптировать опыт других стран не всегда возможно. На государства Союза влияют и внешние вызовы, их участие в других интеграционных образованиях размывает важную идею интеграции ЕАЭС и реализацию себя именно как части данного образования. Интересным является продление временного соглашения о зоне свободной торговли между странами ЕАЭС и Ираном, а с привлечением к участию, пусть пока в статусе наблюдателя, Узбекистана, можно говорить о некой кооперации ЕАЭС с Каспийским бассейном. Все чаще поднимается вопрос о необходимости пересмотра сценария интеграции ЕАЭС и на примере ЕС — нахождения точек соприкосновения с возможностью для кооперации с другими региональными образованиями.

Как вы считаете, какие задачи будут стоять перед ЕЭК и ЕАЭС в целом в последующие годы? Насколько сложно будет их решать?

Антон Евстратов:

— Важной задачей наряду с очевидными (углубление интеграции, продолжение формирования общих рынков и т.д.) станет расширение пространств ЕАЭС. Речь об Узбекистане, а в перспективе — и об Иране, Сербии, Вьетнаме и даже Афганистане, Сирии, странах Африки. В будущем же ЕАЭС придется столкнуться с противодействием западных государств и структур — к примеру, ЕС. Поэтому уже сейчас реализуются меры по дедолларизации, расчетам в национальных валютах, созданию собственных международных платежных систем и др. Особенно важно войти в первую пятерку экономик мира, что, кстати, отражено в Стратегии ЕАЭС до 2025 года.

Алибек Тажибаев:

— Есть немало направлений, в первую очередь — цифровая повестка ЕАЭС. Ее успешная реализация будет способствовать росту качества торговых взаимоотношений внутри Союза и на глобальном рынке. Повышение эффективности хозяйствующих субъектов послужит выполнению самых важных задач: улучшению жизни граждан государств ЕАЭС, большей их вовлеченности в использование информационных технологий, защите прав и законных интересов потребителей, созданию высокотехнологичных рабочих мест. Преодоление дисбаланса в темпах и уровне цифровизации стран Союза — основной вызов, который стоит перед ЕЭК и ЕАЭС в ближайшей перспективе.

Вадим Елфимов:

— Из чисто экономических вопросов самым важным по-прежнему остается формирование в рамках ЕАЭС реально единого и, стало быть, конкурентного рынка. Глобально нужен переход от национального протекционизма к протекционизму покупателей и потребителей. В условиях неработающего ВТО и экономических войн всех со всеми ЕАЭС имеет шанс быстро создать свободный и стабильный протоматерик с гигантской покупательной способностью.

Станислав Притчин:

— Основная задача развития ЕАЭС и деятельности ЕЭК — найти идеальный баланс возможностей и условий для экономического сотрудничества, кооперации и сохранения важных для стран Союза элементов суверенитета. Чтобы условно внутренняя политика, запрос общества и национальных политических элит не входили в противоречие с планами и амбициозными задачами развития ЕАЭС в долгосрочном плане. ЕЭК должна быть готова к более гибкому подходу, не повторять ошибок, имеющихся, например, у той же Европейской комиссии, которая, по сути, превратилась в грозного и погруженного в бюрократию регулятора, где сложно принимаются решения и порой опаздывают с необходимостью их более быстрого принятия и адаптации.

Владислав Кондратьев:

— Один из главных приоритетов ЕЭК и ЕАЭС — самосохранение и в целом создание условий для долгосрочной и стабильной интеграции. Это сложная, но вполне выполнимая задача, ведь интеграция как неотъемлемая черта современного международного экономического и политического развития сегодня объективно выгодна и необходима.

Лидия Пархомчик:

— Приоритеты дальнейших действий ЕАЭС закреплены в Стратегии развития до 2025 года. ЕЭК ставит перед собой цель на 10% увеличить производственную локализацию в странах Союза, на 22% нарастить экспорт несырьевых товаров. Сейчас для ЕАЭС в приоритете — борьба с нетарифными и тарифными барьерами. Только решение проблемы нетарифных барьеров позволит на 32% снизить издержки торговли в рамках Союза. В 2022 году ЕЭК будет проводить работу по устранению 14 препятствий. Учитывая, что уже к середине 2021 года экономическая активность в большинстве стран ЕАЭС вернулась к допандемийному уровню, важно не растерять положительную динамику восстановления экономик.

Ксения Тюренкова:

— Конечно, вопросы безопасности. Безопасности во всех аспектах. Вопросы экологии «Зеленая экономика». Гуманизация экономических процессов. Нам важно сформировать евразийскую ментальность. Мы не можем конструировать единые рынки, Таможенный союз, формировать общее правовое поле без понимания этих процессов гражданами наших стран. Без идеологической основы, принимаемой большинством, без ощущения себя индивидом частью этого пространства успеха не будет. И этим нужно заниматься уже сейчас — через образование и науку, медиа, культурные проекты, туризм, молодежную кооперацию.

 |