Пока на творческие индустрии приходится 3,5% ВВП, но за шесть лет правительство намерено практически удвоить цифру. С учетом проектов, запланированных и уже реализуемых на федеральном и региональном уровнях, есть основания рассчитывать, что амбициозная цель будет достигнута.
На законных основаниях. В конце июля 2024 года Государственная Дума России рассмотрела и приняла во втором и третьем чтениях федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий». Работа над этим документом велась в рамках исполнения поручения президента РФ Владимира Путина по итогам его посещения выставки «Развитие креативной экономики в России», организованной 30 мая 2023 года по инициативе Агентства стратегических инициатив (АСИ). Закон закрепляет целый ряд важнейших понятий в сфере креативной экономики. В первую очередь он нацелен на создание условий для оказания системных мер господдержки креативного бизнеса. Выделяются финансовая, имущественная, образовательная, информационная меры поддержки. Также создаются условия для развития инфраструктуры для креативных индустрий, к которым отнесены креативные кластеры, информационные системы, имущество, центры креативных индустрий и другие формы.
Сейчас более 10 федеральных законов в России регулируют деятельность отдельных креативных индустрий. Это в том числе кинопроизводство, информационные технологии, архитектура, промышленный дизайн, и их регуляторика распределена между целым рядом органов государственной власти. Это привело к некой лоскутности в регулировании и управлении креативной экономикой в целом. Закон направлен на решение проблемы.
«Это часть системной работы по развитию креативной экономики, которую мы ведем последние годы. Благодаря слаженным действиям с депутатами, правительством и креативным сообществом удалось подготовить закон, позволяющий говорить о развитии креативных индустрий в комплексе, при этом давая возможность региональным властям оказывать меры поддержки тем направлениям, которые нуждаются в ней прежде всего. Вкупе с внедрением регионального стандарта развития креативных индустрий мы выполняем поручение президента, которое способствует достижению целевого показателя национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика», — заявила генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.
Ко второму чтению закон был существенно доработан. Ключевое отличие новой его редакции заключается в расширении перечня полномочий регионов по развитию креативных индустрий с учетом местной специфики, определению критериев отнесения к субъектам креативных индустрий в соответствии с местными нормативными правовыми актами. То есть реестр субъектов креативных индустрий будут формировать регионы, а ответственный ФОИВ будет вести единый федеральный реестр субъектов креативных индустрий.
«Креативные индустрии становятся отдельным сектором экономики и теперь рассматриваются как мощный инструмент, который может стать существенным драйвером ее развития. Ранее не было механизмов системной поддержки креативных индустрий, поскольку не было соответствующих понятий в федеральном законодательстве. Оптика тоже изменилась: теперь мы говорим про поддержку бизнеса, инвестиции, прямые и косвенные экономические эффекты и экспорт в креативных индустриях. Основным инструментом станет разработанный АСИ Региональный стандарт креативных (творческих) индустрий, который уже внедряют более 45 регионов. Мы верим, что регионы, внедряющие лучшие практики и подходы в этой сфере, смогут действительно зарабатывать на креативной экономике, а за счет внедрения мер поддержки, инфраструктуры, образования, создания благоприятной среды предприниматели — реализовать свои проекты и строить талантоцентричную, несырьевую экономику в России», — прокомментировала директор Центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде.
Ко второму чтению в закон внесены важные уточнения в перечень видов креативных индустрий. Учитывая активное развитие креативных индустрий и появление новых видов деятельности в этой сфере, сформирован открытый перечень, допускающий возможность отнесения к креативным индустриям различных видов деятельности и видов креативных индустрий, которые прямо не названы в законе. Например, установлено четыре укрупненных вида креативных индустрий: индустрии, основанные на историко-культурном наследии; индустрии, основанные на произведениях литературы и искусства, результатах издательской и исполнительской деятельности; индустрии, основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях; индустрии, основанные на прикладном творчестве. Проводить оценку вклада креативной экономики в экономику России будет Росстат в соответствии с утвержденной им методологией.
«Принятие федерального закона о развитии креативных индустрий — важное и долгожданное событие не только для креативных индустрий как субъектов правоотношений и бенефициаров мер государственной поддержки. На мой взгляд, принятие отдельного федерального закона с самостоятельным предметом регулирования при наличии специальных законов по отдельным видам креативных индустрий любопытно с точки зрения законотворческой политики. Речь идет о том, что в ситуации наличия разных федеральных законов, регулирующих сходные общественные отношения, законодателем используется инструмент кодификации или систематизации законодательства. В данном же случае закон не претендует на пересборку регулирования отдельных видов индустрий, а направлен на определение общих для всех индустрий инструментов развития. Полагаю, что данная правовая конструкция позволит сфокусировать государственную политику, направленную на повышение вклада креативных индустрий в экономике», — высказал мнение директор Центра по взаимодействию с федеральными органами власти АСИ Денис Абдрахманов.
Формирование культурного кода. На Петербургском Международном экономическом форуме-2024 состоялась сессия «Государственная политика в сфере креативной экономики: основные инструменты и стратегии». Участники обсудили, как креативные индустрии могут стать двигателем роста ВВП и экспортного потенциала, как государство может помочь развитию креативной экономики в регионах, как креативная экономика влияет на смежные отрасли.
«Мы считаем 2024 год системообразующим для развития креативной экономики со стороны государства. Год назад на выставке «Креативная экономика» президент встретился с предпринимателями в области креативных индустрий. Мы говорили о системном развитии креативной экономики и эффекте креативных индустрий на смежные экономические отрасли. Спустя год работы АСИ системно развивает новый экономический сектор с целевым показателем 6% ВВП к 2030 году», — поделилась Екатерина Черкес-заде.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике Денис Кравченко обратил внимание на то, что сейчас вклад креативной экономики в ВВП России составляет около 4% при потенциале на ближайшие годы 6-7%.
«Важным шагом для достижения столь высоких показателей является законодательное признание креативных индустрий, позволяющее создать единое правовое поле, в том числе для оказания системной государственной поддержки отрасли», — подчеркнул Кравченко.
Он отметил работу Агентства стратегических инициатив по распространению в субъектах регионального стандарта развития креативных индустрий. «Создавая креативные индустрии, формируя культурный код, регионы повышают интерес к территориям со стороны потенциальных инвесторов и туристов. Развитие креативных индустрий способствует успешной самореализации молодых специалистов в регионах, сокращая отток молодежи из субъектов и увеличивая занятость», — прокомментировал депутат.
По наблюдению вице-президента, руководителя направления «Пространственное развитие» фонда «Центр стратегических разработок» Татьяны Караваевой, сегодня у граждан очень высок спрос на креативные индустрии. 60% времени современный человек проводит, используя продукцию творческих индустрий.
«При этом до недавнего времени большая часть креативных товаров и услуг создавались за рубежом. Текущие экономические условия уменьшили конкуренцию на рынках, что может быть полезно на стадии становления креативных компаний. Мы ищем новые драйверы роста как в целом по стране, так и для отдельных регионов. Один из них — повышение добавленной стоимости традиционных отраслей экономики, чего можно добиться за счет развития их креативного сегмента, например, промышленного дизайна, IT, рекламы», — полагает Караваева.
Площадка для стартапов. Летом Центр развития креативной экономики АСИ запустил «Сеть креативных пространств» — программу развития креативной инфраструктуры в регионах. Ее задача — создание условий для развития креативных пространств и их резидентов через совместную системную работу креативного сообщества, органов государственной власти, бизнеса и партнеров АСИ. Участниками сети уже стали 50 управляющих компаний креативных пространств из 25 субъектов РФ, в том числе креативный кластер «Суперметалл» (Москва), Свердловская киностудия (Екатеринбург), арт-завод «Доренберг» (Иркутск). К концу года количество участников планируется увеличить до 200 компаний.
«Совершенно точно, что в процессе развития креативных индустрий важно сделать акцент на развитие инфраструктуры: креативных кластеров, культурных центров, кинопавильонов, территорий НХП, арт-резиденций, музыкальных студий. Сложно переоценить их важность и потенциал не только для развития креативных индустрий, но и в целом для городской экономики», — заявила Екатерина Черкес-заде.
Проекты участников «Сети креативных пространств» будут включены в региональные стратегии (направления) развития креативной экономики в рамках внедрения Регионального стандарта развития креативных (творческих) индустрий. Это важно для обеспечения стабильного развития как самих креативных пространств, так и их резидентов. Задачей проекта также является внедрение мер поддержки, разработанных партнерами Агентства стратегических инициатив, профильными союзами и ассоциациями в рамках совместных программ развития.
«Креативные кластеры представляют из себя площадку для стартапов всех видов креативных индустрий, которая в свою очередь является заказчиком и катализатором развития других смежных бизнесов и производств в самых различных отраслях. Год назад на выставке «Развитие креативной экономики в России» мы донесли до Владимира Путина всю важность развития этого направления. К счастью, президент нас поддержал», — поделился директор креативного кластера «Арт-Квадрат» (Уфа) Рим Бикмаев.
Генеральный директор АО «Свердловская киностудия» Виктор Шадрин считает, что креативный бизнес — важный финансовый и экономический двигатель. «Для развития креативной инфраструктуры и экономики важны межотраслевой диалог и понимание, что все участники этого диалога готовы к тесному сотрудничеству. Нужен своего рода знак качества для компаний. «Сеть креативных пространств» для креативной инфраструктуры в регионах может стать крепкой основой экономического и отраслевого развития креативных индустрий», — уверен Шадрин.
Программа «Сети креативных пространств» стала продолжением большой совместной работы с управляющими компаниями креативных пространств из разных городов и регионов России, проведенной в Новосибирске в рамках проектно-образовательного интенсива «Архипелаг-2023».
«Главная сила креативных кластеров и пространств — их среда, в которой собираются люди с совершенно разными компетенциями, но объединенные схожими ценностями. Эта среда — как маяк для креативного сообщества. Наша задача — объединить всю креативную инфраструктуру в единую сеть и совместно выстроить эффективный диалог с бизнесом, органами государственной власти и партнерами», — прокомментировал директор проекта «Сеть креативных пространств» Центра развития креативной экономики АСИ Дмитрий Маркин.
Даниил Ермолаев, директор по развитию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ-Консалтинг):
— Согласно результатам исследования, проведенного ВЦИОМ, отношение жителей России к креативным индустриям пока находится на стадии формирования, однако интерес к этой теме увеличивается. Сегодня 14% населения страны считают, что развитие креативной экономики находится на высоком уровне, а 39% называют его средним.
Также в исследовании отмечается рост привлекательности креативных индустрий как сферы профессиональной реализации: 36% респондентов уверены в том, что могли бы проявить себя в этих областях (годом ранее аналогичный ответ дали 31% опрошенных).
Мы фиксируем, что с момента, когда системы действительно за что-то берутся, до момента, когда начинает меняться общественное мнение, проходит в среднем 8-10 лет. Несмотря на то, что пока цифры, связанные с креативными индустриями, не очень высокие, динамика у них положительная. Это значит, что трансформация общественного мнения реально происходит.
Айсен Николаев, глава Якутии:
— В Якутске создается большой межвузовский кампус мирового уровня. Параллельно с обучением по своей специальности студенты будут получать в нем креативные и предпринимательские навыки. Кроме того, мы расширим региональные меры поддержки креативных индустрий, в том числе ориентированные на экспорт, увеличим доходы киноиндустрии, обеспечим рост объемов контента и аудитории анимационной продукции, мобильных и компьютерных игр, музыкальных произведений, созданных местными авторами.
Алексей Цыденов, глава Бурятии:
— Строительство центра креативных индустрий включено в мастер-планы городов Якутии, утвержденные президентом. Как раз такое место и создаем для всех неравнодушных, креативных людей. Купили старый корпус и за миллиард рублей проводим его модернизацию. Там будет все: студии, работа в 3D-формате и производство поделочных вещей, школа IT, школа «21», которую открываем со Сбером. Тaкже появится отдельное пространство для встреч и общения.
Владимир Ющук, заместитель председателя правительства Сахалинской области:
— У нас активно развиваются различные направления креативной экономики. Например, дикоросы Сахалина в рамках гастрономии. Мы видим интересный тренд, чтобы подавать это в привлекательной упаковке. Также начинаем раскручивать дизайн. Договорились с представителями других регионов обмениваться кадрами, экспертами, которые знают и умеют это продвигать. Креативные индустрии перспективны с точки зрения привлечения инвестиций, увеличения доходов жителей.