От становления к проектной интеграции

— Ключевое событие — утверждение главами государств-членов Евразийского союза в декабре 2020 года Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Принятие документа олицетворяет переход от этапа становления (2015-2019 гг.) к этапу проектной интеграции (2020-2025 гг.). Суть нового этапа — обеспечить условия для конкретных совместных экономических проектов как на межгосударственном уровне, так и на уровне отдельных субъектов хозяйствования.

Стратегия расширяет горизонты договора 2014 года, предполагает более эффективный подход к развитию интеграции по ключевым сферам, предусматривает совершенствование институциональной системы ЕАЭС и права Союза. В документе также сформулированы контуры экономического взаимодействия в новых областях: образовании, здравоохранении, туризме и спорте.

В ходе текущей работы мы сталкиваемся с попытками ряда должностных лиц в странах ЕАЭС сдерживать процессы интеграции, прикрываясь защитой государственного суверенитета. Принятие стратегии — ответ на подобное поведение. Документ олицетворяет политическую волю глав государств-членов на дальнейшее углубление интеграции в Союзе.

На уровне Совета Евразийской экономической комиссии утвержден детальный план мероприятий по реализации стратегии. Предусматривается разработка 13 международных договоров, принятие более 60 иных нормативных правовых актов ЕАЭС, внесение порядка 25 изменений и дополнений в договор.

Препятствия и их устранение

— Важным условием функционирования бизнеса и экономики ЕАЭС в целом является отсутствие препятствий в свободном передвижении товаров, осуществлении работ и услуг. Препятствия создают страны, Комиссии приходится их устранять. В 2020 году количество препятствий в реестре Союза впервые с 2016 года снизилось до 59 (за этот период устранено 83% от всех выявленных барьеров), ликвидировано максимальное количество нарушений за все время — 19. Практика выявления и устранения препятствий показала необходимость новой редакции Методологии, которая разработана и вступила в силу. Также по инициативе Коллегии ЕЭК в 2020 году создан Комитет по вопросам устранения разногласий и спорных ситуаций и обеспечения свободы перемещения товаров в ЕАЭС, который оперативно рассматривает наиболее чувствительные проблемы, возникающие на внутренних границах Союза.

Мы достигли серьезного прогресса в вопросе допуска к государственным (муниципальным) закупкам. ЕЭК совместно с государствами-членами ЕАЭС разработала и утвердила правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных закупок, которые имеют важное значение для бизнеса. Предусматривается ведение евразийского реестра промышленных товаров государств-членов. Соответствующий информационный ресурс запущен 1 февраля 2021 года. Допуск к госзакупкам в ЕАЭС будет осуществляться на основании суммирования добавленной стоимости, созданной в странах Союза, без привязки к какому-либо одному государству-члену. Эта работа — большой шаг на пути к созданию полноценного бренда «Товар ЕАЭС».


Карты индустриализации

— Несмотря на то что в ЕАЭС около 16 тыс. совместных предприятий, у наших промышленных товаров все еще низкий уровень конкурентоспособности и малый удельный вес валовой добавленной стоимости. Исправить ситуацию можно посредством увеличения инвестиций в основной капитал и наращивания производительности труда.

ЕЭК сформировала карту индустриализации Евразийского союза. Документ включает в себя 185 крупных инвестиционных и значимых проектов сметной стоимостью более 300 млрд долларов более чем в 21 отрасли и по 550 технологическим направлениям, по которым в ЕАЭС имеется необходимость в импортозамещении. Это по своей сути интеграционные проекты. 6 апреля одобрен проект нового стратегического документа — Основных направлений промышленного сотрудничества до 2025 года.

Нам нужны также новые направления промышленной кооперации в отраслях, отличающихся и высокой производительностью труда, и высокой долей интеллектуальной составляющей, привлекательные для инвесторов. Речь о биотехнологиях, искусственном интеллекте, роботизации. ЕЭК ведет проработку конкретных предложений. Промкооперация — точка невозврата в интеграционном строительстве. Ее эффективность зависит от согласованных мер стимулирования и поддержки на государственном уровне.

Особое направление — сотрудничество в сфере сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности. Сегодня ЕАЭС практически полностью обеспечивает себя основными продуктами питания. Очевидно, что необходимо повышать эффективность АПК. Наша Комиссия вовлекает в эту работу передовые центры компетенций, в частности Тимирязевскую академию. Разработан проект карты развития агроиндустрии Союза.

Цифровая повестка

— Реализуется цифровая повестка Евразийского союза: ведется работа по формированию экосистем цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, включая цифровую карту и базы данных дорог и инфраструктурных объектов; разрабатывается цифровая туристическая платформа; осуществлен запуск работ по формированию и интеграции национальных информационных систем в сфере ветеринарии и фитосанитарии при прослеживаемости продукции; создана унифицированная система поиска «Работа без границ».

Цифровизация — не цель, а средство реализации интеграционной повестки в приоритетных областях. Полагаю, что наша цифровая повестка в будущем может не ограничиваться только «сервисной функцией». Важно задействовать те сферы, где синтез интеллектуального потенциала человека и цифровых технологий создает добавленную стоимость. Речь может идти о креативных индустриях экономики (их капитализация в мире уже достигает более 3,5 трлн долларов), наукоемких и инновационных производствах, современных финансовых технологиях. 

 |