Многолетний наполнитель российского бюджета — экспорт углеводородов — в 2020 году стал серьезно зависеть от дипломатических усилий федерального правительства, которому нужно было найти общий язык с руководством основного игрока на мировом нефтяном рынке — Саудовской Аравии.

Аравийские пески. Саудиты с начала года, выбросив большое количество сырья на рынок, обрушили цены на нефть до менее чем 18 долларов за бочку, чем заметно поколебали устойчивость российского бюджета. После этого последовали многораундовые переговоры тогдашнего министра энергетики РФ Александра Новака с саудовским коллегой Халидом аль-Фалихом, принцем Абдулазизом бен-Сальманом и другими представителями королевского дома. В результате сторонам удалось согласовать позиции, и с 1 мая в рамках сделки ОПЕК+ мировые нефтяные империи договорились о сокращении добычи нефти на 9,7 млн баррелей в сутки в мае-июне, на 7,7 млн — во втором полугодии и на 5,8 млн далее до конца апреля 2022 года. Базой отсчета взят октябрь 2018 года, но для России и Саудовской Аравии названы 11 млн баррелей в сутки, от которых по аналогии со всеми идет снижение на 23%, 18% и 14% соответственно.

Таким образом, на рынке появилась определенность на ближайшие два года, и доходы российского бюджета от продажи нефти стабилизировались. Выручка на начало осени снизилась на 38%, составив 109,9 млрд долларов. Вместе с тем возросли физические объемы экспорта нефтепродуктов на 5,0%, в том числе бензина автомобильного — на 45,7%, дизельного топлива — на 5,7%.

«С одной стороны, результат негативный, но на фоне общего падения мирового промышленного производства и потребностей в энергоносителях поддержание рыночных цен в среднесрочной перспективе — сигнал положительный, — считает аналитик консалтинговой компании «Синергия» Олег Ратушенко. — Для экономики определенность правил игры в капиталоемкой добывающей промышленности имеет большее значение, чем спекулятивная рыночная конъюнктура».


Скрежет металла. В последние годы физические объемы несырьевого неэнергетического экспорта России неуклонно росли. В 2018 году было экспортировано товаров на 47,083 млрд долларов, в 2019-м — на 47,88 млрд. В текущем году отрасль не так сильно пострадала от карантинных мер и лишь немного снизила свои экспортные показатели — 21,555 млрд долларов по итогам 8 месяцев (84,6% от показателей 2019-го), превысив долю в 10% в общем объеме федерального бюджета. Вместе с тем, по данным ФТС РФ, увеличился объем экспорта плоского проката из железа и нелегированной стали на 8,3%, полуфабрикатов из железа или нелегированной стали — на 1,3%. Основными покупателями отечественного металла стали потребители из Турции и Китая, быстрее всех оправившегося от коронавируса.

При этом из России вырос экспорт лома черных металлов, против чего категорически выступили ведущие отечественные металлургические компании НЛМК, ММК, «Северсталь», столкнувшиеся с дефицитом сырья (весной из-за пандемии заготовка лома упала на 80%) и эмбарго на его импорт со стороны Казахстана. Минпромторг России вошел в положение, но заместитель председателя Правительства РФ Юрий Борисов не поддержал предложение министерства о введении ограничений на экспорт лома. Вместо этого вице-премьер поручил Минпромторгу вместе с другими ведомствами дополнительно проработать вопрос о механизмах регулирования рынка для обеспечения сырьем потребителей.

В цветной металлургии собственники пошли на повышение рентабельности производства, за счет чего сумели снизить себестоимость продукции как раз на величину падения объемов производства. Чем во многом нивелировали снижение спроса.

«При падении объемов производства и продаж на 20% маржинальная доходность нашего предприятия увеличилась на те же 20%, — рассказал генеральный директор Каменск-Уральского завода по обработке цветных металлов (КУЗОМЦ) Василий Радько. — Это произошло за счет повышения операционной эффективности: сокращения запасов, реализации неликвидов. Кроме того, мы отказались от убыточных сделок и видов продукции. При этом не стали продавать дороже, изменили структуру. Несмотря на то что латунный прокат по-прежнему остается основным и массовым видом нашей линейки, мы увеличили долю высокомаржинальных сплавов».

Сегодня, по мнению аналитиков Российского экспортного центра, металлургия и лесопромышленный комплекс остаются перспективными направлениями для экспорта. Отмечается скачок спроса на золото со стороны стран-держателей американских долговых бумаг. Также в условиях распространения доставки продуктов, медицинских изделий и необходимости утилизации медотходов отмечается повышенный спрос на упаковочную бумагу, тару и упаковку из картона.

Дополнительный интерес. Еще меньшее падение обозначилось у экспортеров продукции химической промышленности (15,309 млрд долларов), машин и оборудования (13,537 млрд долларов). Последние две позиции включают в себя во многом и продукцию отечественной оборонки, хорошо востребованной за рубежом благодаря действенной рекламе на сирийских боевых полях и, увы, во Второй Карабахской войне. Закупки боевой техники той же Турцией (комплексы С-400), Ираном, Азербайджаном и другими позволили поддержать на плаву российский ОПК, заодно обеспечив его солидным гособоронзаказом.

Кроме того, комбайны «Ростсельмаша» востребованы как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Продукция автопрома успешно продается на просторах СНГ. Авиация, в том числе гражданская, продается практически на всех континентах. Несмотря на то что физические объемы экспортных поставок легковых автомобилей снизились на 44%, а грузовых автомобилей на 12,2%, за счет падения национальной валюты падение было во многом нивелировано. Все это составляет бюджетную долю сегмента в 6,5%.

Химпром, сконцентрировав в России значительные производственные мощности по выпуску сложных удобрений, вообще мало пострадал, так как сельское хозяйство даже в условиях пандемии требовало известного количества удобрений. При этом возросли физические объемы экспорта пластмасс и изделий из них на 43,6%, фармацевтической продукции — на 21,2%, мыла и моющих средств — на 19%.

«Машиностроение и химическая промышленность показывают рост интереса со стороны импортеров. В условиях эпидемиологической ситуации вновь появился дополнительный спрос на полимерную упаковку, несмотря на существовавший до эпидемии тренд на ее замену экологической. Кроме того, увеличивается спрос на защитную одежду из полимеров и резины, а также на моющие средства и поверхностно-активные вещества, — рассказала генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина. — Мы проводили работу с экспортерами буквально в ручном режиме. В результате нам удалось обеспечить географическую переориентацию ряда экспортных поставок и занять новые освободившиеся рынки сбыта. Главное сейчас — не потерять драгоценное время, поскольку по мере выхода из карантина зарубежные страны начнут наращивать деловую и торговую активность».


Зерно в масле. Безусловным лидером российского экспорта стал отечественный агропром, за первые 8 месяцев 2020 года показавший прирост на 15,2% (17,326 млрд долларов) по сравнению с докоронавирусным годом. На фоне всемирного катаклизма ряд стран начали лихорадочные закупки зерна (Турция) и мяса (Китай).

По итогам летнего сезона министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев подтвердил прежний прогноз своего ведомства, согласно которому в нынешнем году валовой сбор зерна достигнет 122,5 млн тонн против 121,2 млн тонн в прошлом. В министерстве уверены, что дезавуировать погодные потери удастся за счет результатов регионов, наименее пострадавших от непогоды.

«Недобор урожая зерна в Ставропольском и Краснодарском краях уже составил почти 5 млн тонн, — оценил Дмитрий Патрушев. — Мы рассчитываем нивелировать потери за счет урожая в Центральном и Приволжском федеральных округах. Вместе с тем ранее озвученный прогноз по урожаю зерновых и зернобобовых  122,5 млн тонн мы планируем исполнить».

По прогнозам аналитиков Института конъюнктуры аграрного рынка, урожай пшеницы в этом году составит около 82,8 млн тонн.

По данным Минсельхоза РФ, в текущем году отечественное продовольствие должно выйти как минимум на 13 новых рынков, а на начало осени объем внешней торговли составил 25 млрд долларов (еще 30 млрд рублей экспортеры получат в качестве господдержки).

«В целом рынок пшеницы в этом сезоне будет достаточно напряженным, — считает директор департамента аналитики Российского зернового союза Елена Тюрина. — Поддержку нашим ценам в дальнейшем будет оказывать снижение экспортного потенциала со стороны стран Евросоюза на 12,5 млн тонн и Украины на 3,2 млн тонн. Соответственно, в Черноморском регионе рынок делает Россия. Сокращение экспортных потенциалов основных стран-поставщиков пшеницы на рынки Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока больше, чем увеличение нашего экспортного потенциала. Соответственно, спрос на российскую пшеницу будет расти. Это уже подтверждается активными закупками Египта и Турции».

«Экспортный потенциал может быть на уровне 45 млн тонн против 44,4 млн, но вывоз пшеницы снизится до 34,5 млн по причине крайне низких начальных запасов», — считает руководитель аналитического центра компании «Русагротранс» Игорь Павенский.

При этом из-за снижения потребностей упали до 29 млн тонн и экспортные показатели зерновых Евросоюза (французская, румынская, польская пшеница), что сохраняет за российским зерном лидирующие позиции на мировом рынке.

Рост экспорта отмечен и в масличном сегменте. Ажиотажа добавили слухи среди производителей о дефиците сырья и просьбы к Минсельхозу РФ о введении эмбарго на экспорт маслосемян из-за опасности недозагруза собственных маслобоен. Это разогрело рынок и подняло цены на конечную продукцию в рознице.

«Экспортные цены на черноморское подсолнечное масло пробили уровень в 1 тыс. долларов за тонну на базисе FOB и подбираются уже к 1,1 тыс., — рассказал директор аналитической компании «СовЭкон» Андрей Сизов. — Поддержку оказывают растущие котировки на соевое и пальмовое масло, а также укрепление на рынке нефти. Это хорошая новость для производителей подсолнечного масла и подсолнечника. Плохая новость для владельцев подсолнечника — возможные ограничения на его экспорт, участники рынка опасаются проблем с получением фитосанитарных сертификатов и серьезного повышения экспортной пошлины».

Российское масло востребовано в первую очередь на Ближнем Востоке, где оно идет на производство восточных сладостей, без которых немыслима жизнь в макрорегионе ни при каком политическом режиме. 

 |