История дипломатических отношений России и Казахстана началась в октябре 1992 года, когда был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи — Казахстан стал первым государством СНГ, с которым наша страна заключила такой договор. Спустя два года состоялся первый официальный визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Россию, в ходе которого было подписано 22 документа о сотрудничестве в политической, экономической, военной, технической сферах, а также в области науки и культуры. За прошедшие 27 лет договорная основа двусторонних отношений укреплялась и сегодня включает более 300 договоров, в число которых входит и такое знаковое соглашение, как Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированная в XXI столетие и подписанная в 1998 году. Страны сотрудничают в рамках СНГ и других интеграционных объединений на постсоветском пространстве, включая ОДКБ, ЕАЭС и ШОС. Два крупнейших государства постсоветского пространства объединяет не только сходство экономических моделей, но и общие соседи, общие политические интересы и связь обширных приграничных регионов. 


Сегодня двусторонние связи в экономической сфере развиваются на базе Программы долгосрочного экономического сотрудничества до 2020 года. Россия и Казахстан тесно взаимодействуют по всем ключевым направлениям межгосударственных отношений, в частности по торгово-инвестиционной тематике. Казахстан является вторым по значению внешнеторговым партнером России среди стран СНГ (после Беларуси); в свою очередь наша страна для Казахстана остается крупнейшим торговым партнером с долей во внешнеторговом обороте в 19%, по данным за 2018 год. На торговлю через приграничную зону (граница Казахстана и России составляет более 7500 километров — это вторая по протяженности в мире государственная граница после США и Канады) приходится около 40% российско-казахстанского товарооборота, а на межрегиональную — порядка 60%. 

По данным Федеральной таможенной службы России, в 2018 году товарооборот между странами вырос по сравнению с 2017-м на 5,7%, причем порядка 70% взаимной торговли ведется на уровне отдельных регионов. Российский экспорт в Казахстан в прошлом году составил 12,9 млрд долларов, импорт из Казахстана — 5,3 млрд долларов. Всего за последние 15 лет объем взаимной торговли двух стран увеличился в 3,5 раза — это позволяет России удерживать статус первого торгового партнера Казахстана, опережая Китай по объему внешнеэкономической деятельности примерно на 20%. 

РФ остается и крупнейшим инвестором в казахстанскую экономику. С 2005-го по 2018 год приток прямых российских инвестиций в Казахстан составил около 14 млрд долларов, а общий объем инвестиций казахстанского бизнеса в Россию превысил 4 млрд долларов (третье место в общем портфеле казахстанских инвестиций за рубеж). На данный момент создано более 9,5 тыс. совместных предприятий в различных сферах, которые действуют в самых разных регионах обеих стран. Для дальнейшего увеличения числа совместных предприятий совсем недавно принята концепция программы приграничного сотрудничества «Россия — Казахстан», которая в том числе призвана уделить внимание вопросам улучшения приграничной инфраструктуры, расширения пропускной способности пограничных переходов между странами.


Углеводородная кооперация. Несмотря на разный масштаб экономик России и Казахстана, их структура во многом схожа, учитывая значительную долю нефтегазового сектора в ВВП обеих стран. Поэтому неслучайно, что наиболее активно развивающейся областью российско-казахстанского сотрудничества является энергетическая сфера. Крупнейшим проектом в ней на протяжении почти трех десятилетий остается Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), созданный еще в 1992 году и призванный доставлять нефть с месторождений Казахстана и России на мировые рынки. 

Само появление этого проекта практически сразу после распада Советского Союза свидетельствовало о готовности новых государств проводить совместную политику в стратегических отраслях экономики. Россия с готовностью предложила Казахстану, не имеющему прямого выхода к открытому морю, свои возможности по доставке его нефти на мировой рынок, и с момента основания КТК через нефтепровод «Тенгиз — Новороссийск» на сегодняшний день прокачано уже более 500 млн тонн нефти. После того как в прошлом году были завершены работы по расширению КТК, пропускная способность этой трубопроводной системы составляет 67 млн тонн нефти в год. 

Кроме того, успешно развиваются совместные проекты в области разведки и добычи нефти: совместными усилиями российских и казахстанских предприятий разрабатываются месторождения нефти в Тенгизе, Королевском, Карачаганаке, а также существуют трансграничные шельфовые проекты на месторождениях Хвалынское, Центральное, Курмангазы. На протяжении ряда лет, пока Казахстан проводил коренную реконструкцию своих нефтеперерабатывающих мощностей, Россия не раз выручала соседа поставками топлива, а на ближайшие годы запланировано строительство НПЗ в Оренбургской области, который будет работать на сырье с казахстанского Карачаганакского месторождения.

Что касается нефтегазохимии, то в сентябре нынешнего года завершилось строительство крупнейшего совместного проекта в этой области — завода «ЛУКОЙЛ Лубрикантс Центральная Азия» в Алма-Атинской области Казахстана. На сегодня это единственное инновационное предприятие по выпуску смазочных материалов среди стран бывшего Советского Союза. Завод мощностью 100 тыс. тонн готовой продукции производит 700 видов масел и обеспечит своей продукцией не только Казахстан, но и соседние страны: Китай, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Монголию, сообщил на открытии предприятия премьер-министр Казахстана Аскар Мамин.


Индустрия без границ. Высокий потенциал демонстрируют и другие направления промышленной кооперации России и Казахстана. В частности, продолжается реализация таких крупных совместных проектов на территории Казахстана, как производство электровозов и магистральных тепловозов в Нур-Султане (Астане), комбайнов Vector в Акмолинской области и различных типов техники КамАЗа в Кокшетау.

В прошлом году началось строительство автозавода полного цикла в Усть-Каменогорске. Крупнейшее в истории машиностроительной отрасли Казахстана предприятие мощностью 60 тыс. машин в год будет возведено компанией «БИПЭК Авто — Азия Авто» совместно с российским АвтоВАЗом при финансировании Евразийского банка развития и АО «Азия Авто Казахстан». «Две крупнейшие отраслеобразующие компании в автоиндустрии России и Казахстана объединились для создания высокотехнологичного производства, ориентированного на рынки стран ЕАЭС. Новые мощности позволят развить уже налаженные межстрановые цепочки добавленной стоимости и создать новые. Проект занял особое место в портфеле Евразийского банка развития и станет образцовым с точки зрения достигнутого интеграционного эффекта», — сообщил на подписании договора заместитель председателя правления банка Андрей Крайний. 

Кооперация не обошла стороной и авиастроение: в начале нынешнего года холдинг «Вертолеты России» заключил с компанией «Казахстан инжиниринг» и Авиаремонтным заводом № 405 контракт на организацию сборки вертолетов в Казахстане. Ожидается, что в ближайшие пять лет Казахстан получит 45 вертолетокомплектов Ми-8АМТ и Ми-171. «Подписанный документ знаменует расширение промышленной кооперации России и Казахстана. Он позволит нам наработать совместные компетенции в авиастроении, а также обеспечит загрузку имеющихся производственных мощностей», — прокомментировал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров на встрече с министром оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана Аскаром Жумагалиевым в январе.


Завершилось строительство крупнейшего совместного проекта в нефтегазохимии — завода «ЛУКОЙЛ Лубрикантс Центральная Азия» в Алма-Атинской области Казахстана годовой мощностью 100 тыс. тонн. Это единственное инновационное предприятие по выпуску смазочных материалов среди стран бывшего СССР.

Продолжается сотрудничество в космической области, которое в 2020 году отметит 65-летие со дня основания космодрома Байконур. Летом 2018 года в рамках форума «Армия-2018» Роскосмос и Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана подписали соглашение о создании совместного стартового комплекса «Байтерек» на Байконуре под новую ракету среднего класса «Союз-5». Проект «Байтерек» будет реализовываться на основе разрабатываемой российской ракеты-носителя «Союз-5» и наземной космической инфраструктуры космического ракетного комплекса «Зенит».

В апреле текущего года президенты двух стран подписали Программу совместных действий в области казахстанско-российской производственной кооперации и Двусторонний план сотрудничества в области производственной и научно-технической кооперации предприятий. По словам президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, принятая программа сразу придала заметный импульс развитию сотрудничества в этой сфере. Уже в конце октября был запущен первый совместный проект — производство тракторов «Кировец» на Кустанайском тракторном заводе мощностью до 500 машин в год. Расширяется взаимодействие в рамках ряда совместных проектов в фармацевтической, машиностроительной и горно-металлургической отраслях промышленности.

Успешному развитию отношений России и Казахстана способствуют также Программа межрегионального и приграничного сотрудничества на 2018-2023 годы и подписанная в ноябре концепция программы приграничного сотрудничества «Россия — Казахстан». Предполагается, что ею будет охвачено около 20 областей в обоих государствах. В рамках принятия программы планируется предусмотреть инструменты финансирования отдельных проектов и задействовать потенциал Евразийского банка развития, который мог бы более активно вовлекаться в работу по развитию внутреннего рынка двух стран. Кроме того, необходима модернизация пограничных переходов с учетом формируемых транснациональных коридоров, в том числе в рамках китайского мегапроекта «Один пояс — один путь» и международного транспортного коридора «Север — Юг». Имеется и потребность в расширении и открытии ряда дополнительных пунктов пропуска на российско-казахстанской границе.

Почти три десятилетия партнерства России и Казахстана в качестве суверенных государств продемонстрировали огромные возможности интеграции на постсоветском пространстве. Развитие сотрудничества в сферах топливно- энергетического комплекса, транспорта, машиностроения, инновационной деятельности и высоких технологий продолжится и в новом десятилетии. Углубление экономического взаимодействия будет способствовать не только двусторонней торговле и инвестициям, но и эффективному использованию транзитного потенциала в пределах всей Евразии. ||

 |