Россия и Беларусь продолжают развивать взаимовыгодное сотрудничество. Во многом этому способствуют расширение экономических связей и рост импорта-экспорта между странами на межрегиональном уровне. Беларусь сотрудничает с 45 субъектами России в сферах промышленности, энергетики, машиностроения, пищевой и перерабатывающей промышленности, АПК. 

Россия является крупнейшим внешнеторговым партнером и стратегическим союзником Беларуси. Доля РФ в товарообороте республики составляет почти половину от всего объема: в 2019 году — 49,2%. 
Сотрудничество двух стран регламентируется Договором о создании Союзного государства от 1997 года и программой действий по реализации его положений от 1999-го. В прошлом году исполнилось 20 лет со дня подписания документа, который ознаменовал один из самых глубоких и долгосрочных интеграционных процессов на постсоветском пространстве. 

В 2010 году в рамках евразийского сообщества (предшественника ЕАЭС) был образован Таможенный союз трех стран (России, Беларуси и Казахстана), а также подписан ряд других документов, открывающих путь к развитию внешнеторговых связей между государствами, экспортно-импортных отношений, в которых локомотивом выступает сотрудничество между Россией и Беларусью на межрегиональном уровне. 

Ведущие партнеры. Протяженность общей границы России и Беларуси — более 1,2 тыс. км, из которых 857,7 км — сухопутная и 381,3 км — водная. Взаимодействие регионов двух государств носит конструктивный и долговременный характер. Сегодня 45 российских субъектов тесно сотрудничают с белорусскими, и их количество с каждым годом растет. Лидирующие позиции занимают Центральный, Уральский, Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. 
Почти половина (46%) всего объема товарооборота РФ с РБ приходится на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. 

«Тесное сотрудничество с Беларусью для нашего города является неизменным приоритетом, — отмечает губернатор Санкт‑Петербурга Александр Беглов. — Республика — наш крупнейший торговый партнер среди стран СНГ, входит в пятерку ведущих партнеров города среди всех зарубежных государств. Мы взаимодействуем в рамках основного договора между Санкт-Петербургом и Беларусью, а также в рамках более 20 договоров о сотрудничестве петербургских районов с районами республики. Особое внимание традиционно уделяем поддержке и развитию промышленной кооперации. В настоящее время петербургская компания BIOCAD и белорусская «Нативита» работают над созданием фармацевтического производства в Витебской области. Действует совместное предприятие «Невский лифт» — в Санкт‑Петербурге открылось сборочное производство белорусского лифтового оборудования. Еще один успешный пример сотрудничества — проекты концерна «Детскосельский», подразумевающие производство и переработку сельхозпродукции в Беларуси, которая затем поставляется в Северную столицу».

Крупнейшим экономическим партнером России выступает Минская область, где производят знаменитые грузовые автомобили МАЗ и БелАЗ. В обратном направлении РФ везет автомобили, продукты питания, техническую аппаратуру. Идет обмен передовыми технологиями в сферах машиностроения, эксплуатации линий метрополитена, IT-технологий. 

Далеко идущие планы. В структуре российского экспорта в Беларусь на протяжении всего 20-летнего периода треть приходится на топливно-сырьевые виды товаров. Более 34,5% поставок обеспечивает Тюменская область. Договор о сотрудничестве между этим регионом РФ и Беларусью был подписан в 2015 году, в 2018-м их внешнеторговый оборот составил 171,8 млн долларов. Из РБ в Тюмень поступают резиновые шины, лекарственные средства, древесно-стружечные плиты, изделия легкой промышленности, молочная продукция. В обратном направлении — каучук, полимеры этилена и пропилена, фанера, изделия из черных металлов, продукты нефтехимии. 

С 2018 года значительно вырос объем товарооборота между Беларусью и Приморским краем. «На протяжении многих лет мы поддерживаем тесные связи с Беларусью, — подтвердил губернатор Приморья Олег Кожемяко. — Реализовали много полезных проектов, которые способствуют развитию дальневосточных регионов». 
РБ поставляет в ДФО сельхозтехнику, продукцию машиностроения, транспорт для пассажирских перевозок. «Мы готовы откровенно и честно участвовать в любом конкурсе для поставок этой техники, — заверил президент Беларуси Александр Лукашенко. — Готовы создавать совместные предприятия, оказывать любую поддержку и помощь, в том числе в развитии аграрного комплекса». 
Особое значение для обеих стран имеет сотрудничество с Калининградской областью: в среднем ежегодный товарооборот этого российского региона с Беларусью составляет 140 млн долларов.


Дело техники. Татарстан является самым значимым партнером Беларуси среди регионов ПФО: общий товарооборот по итогам 2019 года приблизился к 1,7 млрд долларов. Хороший импульс в развитии получил совместный проект по созданию газомоторной техники: известные белорусские предприятия МАЗ, МТЗ, «Амкодор», БелАЗ активно сотрудничают с татарстанским холдингом «РариТЭК». За последние два года собрано почти 200 автобусов, в 2020-м будет собрано еще столько же.

Совместно с Минским моторным заводом продвигается работа по производству четырех- и шестицилиндровых газовых двигателей для тракторов МТЗ и машин «Амкодор». В Татарстане функционируют два производства белорусской техники: тракторов МТЗ и лифтов «Могилевлифтмаш». Всего здесь функционируют четыре компании, созданные с участием белорусского капитала, организована дилерская сеть предприятий РБ, имеются оптовые склады, торгово-фирменная сеть ряда производителей. 
«Беларусь — один из наших ведущих зарубежных партнеров, — отметил глава Татарстана Рустам Минниханов. — Углубление кооперации в машиностроении, реализация проектов в области инноваций должны вести к росту двусторонней торговли. В ближайшей перспективе у нас есть все возможности достичь годового товарооборота в 2 млрд долларов». 


Расширяя границы. Приоритетными для Беларуси остаются приграничные Смоленская, Брянская и Псковская области России. Львиная доля их торгового оборота приходится на Витебскую, Могилевскую и Гомельскую области. Между приграничными территориями подписано более 70 соглашений о сотрудничестве, включая инвестиционное. 

Договором между Гомельской и Брянской областями предусматривается реализация совместных инвестпрограмм. Смоленская и Витебская области взаимодействуют в вопросах поставок продовольствия и строительных материалов, совместного изготовления медицинского оборудования. Между Смоленской и Гомельской областями развивается сотрудничество алмазообрабатывающих предприятий. 

Среди ключевых торговых партнеров Могилевской области — Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская и Ростовская области. Белорусы поставляют сюда полиэфирное волокно, текстильные нити, обувь, ткань для гардин, лифты, электродвигатели, деревообрабатывающие станки. Из Витебской области россияне получают молоко, творог, масло, мясо, обувь, стройматериалы, из Гомельской — изделия из металла, зерноуборочную технику, сельскохозяйственную продукцию, удобрения, стекло. Гомельская молочная продукция идет в 15 субъектов РФ, говядина и продукция переработки — в 17. Обратно завозят нефть и нефтепродукты, природный газ, оборудование для пищевой промышленности, сборочные производства и строительные компании. 
Гродненская область — сердце энергетического комплекса Беларуси. По объему инвестиций в этот регион Россия занимает первое место. Строительство Белорусской атомной станции в городе Островце — крупнейший инвестпроект РФ. Первый блок АЭС планируется запустить уже в 2020 году, второй — в 2021-м. 


Главный формат. Одной из главных площадок экономического сотрудничества России и Беларуси является проводимый уже семь лет Форум регионов двух стран. В 2019 году он состоялся в Санкт-Петербурге и ознаменовался заключением десятков соглашений о сотрудничестве. Две трети из них — инвестиционные товары: машины, станки, оборудование, электроника.

«Между нашими регионами подписано и реализуется очень много проектов, — подтвердила председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. — Реализация одного из них возможна только при поддержке президентов наших стран. Речь идет о глобальном мегапроекте по созданию высокоскоростного железнодорожного транспортного пути. Проект имеет уже достаточно серьезное обоснование и большой кумулятивный эффект. Его реализация помогла бы помимо очевидных экономических и иных выгод существенно сократить время поездок по железной дороге между Москвой и Минском, между Минском и Санкт‑Петербургом. Нам необходимо развивать стратегическое сотрудничество, наше партнерство, охватывающее все сферы взаимодействия, активно участвовать в интеграционных процессах именно на межрегиональном уровне». 

 |