Однако за последние годы огромную роль в формировании ВВП играет и творческий сектор, где у нашей страны есть успехи международного масштаба. Российские мультфильмы смотрят дети со всего мира, а компьютерные игры справедливо считаются визитной карточкой отечественных айтишников.

«Этот русский продукт популярнее водки, газа, Достоевского, балета и икры. Он создает национальный образ, сопоставимый с техасскими ковбоями и монахами из Шаолиня», — так описало популярное итальянское издание La Stampa российский мультфильм «Маша и Медведь». Созданный в 2009 году, поначалу он не особо впечатлил, но со временем стал мировым хитом. По оценке «Коммерсанта», своим создателям мультик приносит порядка 500 млн долларов только лицензионных сборов и доходов от продажи фирменных товаров. А еще это важный элемент российской мягкой силы, как и почти любой талантливо сделанный креативной индустрией продукт. Согласно данным на начало 2024 года, совокупно у «Маши и Медведя» было свыше 100 млрд просмотров на Youtube, мультик показывали в 130 странах, а одна из серий — «Маша плюс каша» попала в Книгу рекордов Гиннесса как самое просматриваемое в мире анимационное видео (более 4 млрд просмотров). 

Холоп.jpg

Такое кино.Анимация — один из наиболее успешных российских творческих продуктов. Об этом говорит тот факт, что за последнее время на рынке появилось сразу несколько франшиз, которые годами интересны зрителю,. Помимо «Маши и «Медведя» оглушительный успех в прокате имели «Фиксики» — мультфильм о человечках-технарях, собравший внушительную кассу на Ближнем Востоке, в СНГ, Латинской Америке. Из полноформатных мультиков вне конкуренции серия анимационных фильмов про «Трех богатырей». Первый из них вышел в 2004 году: «Алеша Попович и Тугарин Змей» получил отличные отзывы и заработал в прокате почти 50 млн рублей. Каждые два-три года питерская анимационная студия «Мельница» выпускает новую часть, и к середине 2024-го их набралось уже тринадцать. В конце прошлого года лента «Три богатыря и Пуп Земли» стала самым кассовым отечественным мультфильмом в истории со сборами 1,3 млрд рублей, а всего «богатыри» собрали не менее 7 млрд.   

Российские производители медийного контента уже достаточно давно осознали, что он может приносить отличную прибыль. Неудивительно поэтому, что ежегодно отечественный кинематограф выпускает несколько десятков классных полноформатных фильмов, многие из которых также уходят в серию. Самым успешным в финансовом плане является «Чебурашка», снятый студией Yellow, Black and White. Картина об известном всем ушастом зверьке не является экранизацией книг Эдуарда Успенского, а имеет оригинальный сценарий. Зрители оценили его положительно, оставив в прокате свыше 7 млрд рублей. Создатели намерены снимать продолжение, так что скоро «Чебурашка» наверняка станет самой кассовой франшизой в истории российского кинематографа. Конкуренцию ему может составить разве что «Холоп», также снятый Yellow, Black and White. Это повествование о перевоспитании сына олигарха, который стараниями отца попадает во времена крепостного права. Вышло уже два полноформатных фильма, и каждый ходит в тройку самых кассовых проектов отечественной киноиндустрии. На подходе третья часть, которая в контексте успеха двух предыдущих обещает стать самой финансово успешной лентой в истории страны.

Чебурашка.jpg

Недетские игры. О том, что Россия дала миру одну из самых популярных в истории игру — тетрис, знает, пожалуй, каждый, однако и с более современными форматами у отечественных студий полный порядок. Компании с российским происхождением создали своими силами или в кооперации с западными гейм-разработчиками несколько десятков продуктов, ставших настоящими хитами. Так, одной из лучших мировых игр своего времени стал «Ил-2 штурмовик» — авиасимулятор, моделирующий ведение боевых действий в небе в исторический период с 1938-го по 1946 год. Игра получила множество наград зарубежных и российских, электронных и печатных изданий, освещающих компьютерные игры, а также имеет самый высокий пользовательский рейтинг на специализированных платформах для геймеров.

К креативным индустриям многие эксперты закономерно относят практически все проекты в интернете, что справедливо — успешность созданных здесь продуктов почти полностью определяется профессионализмом команды, а деньги делаются буквально из ничего. Например, раньше о таких явлениях, как маркетплейс или онлайн-кинотеатр, среднестатистический российский обыватель не знал ничего, зато сегодня это проекты с миллиардными оборотами и аудиторией, которая достаточно прочно «перебивает» классические форматы — телевизор и офлайн-магазин. На онлайн-кинотеатры подписана уже треть страны. Согласно данным информационно-аналитического сервиса TelecomDaily, на конец 2023 года количество подписчиков превысило 45,2 млн человек, причем за год рост составил 23%, так что по итогам 2024-го можно ожидать совсем другие цифры. Значительный импульс отечественным сервисам придали уход западных конкурентов, а также увеличение доли оригинального контента. Например, нашумевший сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» снимал Wink: проект не только полностью окупился, но и позволил нарастить армию подписчиков и сам интерес к сервису.

После начала санкционной войны с Западом также расцвели российские маркетплейсы. Лидер здесь  — Wildberries, зафиксировавший в 2023 году выручку 539 млрд рублей. Основательница сервиса Татьяна Бакальчук рассказывала, что в начале своего материнства не имела времени для походов по магазинам, а одеваться стильно и, главное, недорого хотелось. Именно в этом сегодня состоит основное преимущество крупных торговых онлайн-платформ: они предлагают практически любой товар в одном месте и по цене, которая значительно отличается в лучшую сторону от офлайн-­магазинов.  

noroot.jpg

30 rрупнейших проектов креативных индустрий России 

1вм.jpg

2вм.jpg

 |