Как вы оцениваете итоги состоявшегося в Омске ХVI форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана? Насколько полезны подобные мероприятия? 
Форум не только доказал устойчивость и стабильность укрепления двусторонних деловых связей между Россией и Казахстаном, но и символизировал переход российского руководства к активизации своей экономической политики в Сибирском регионе. Никогда ранее подобные форумы не проходили так масштабно и живо, как в Омской области. Приехали более 1600 представителей из 24 субъектов РФ и 10 областей РК: лидеры бизнеса, министры, депутаты, главы регионов, эксперты и журналисты. А в выставке «Высокие технологии: возможности регионов России и Казахстана» участвовали более 40 российских и около 20 казахстанских компаний и организаций.

После серьезного падения объемов товарооборота между двумя ключевыми государствами ЕАЭС в 2014-2015 годах, начиная с 2016-го, они восстановились и уже третий год ощутимо растут. В 2018 году товарооборот составил 17,6 млрд долларов, а в 2019-м году ожидается не менее 18 млрд. Увеличивается и объем взаимных инвестиций, и объем расчетов (более 70%) по двухсторонним сделкам в национальных валютах. 
Полагаю, что ежегодные форумы межрегионального сотрудничества двух стран — это не просто публичная сверка процессов взаимодействия, но и мощнейший стимул к дальнейшей интеграции двух основных евразийских государств, этакий компас для совместного развития всех без исключения отраслей и направлений национальных экономик России и Казахстана.


Какие основные тенденции можно отметить в экономическом сотрудничестве двух стран?
Предыдущий российско-казахстанский форум, проходивший в столице Северо-Казахстанской области Петропавловске, был посвящен обсуждению проблем сотрудничества России и Казахстана в области туризма. Были подняты вопросы развития национальных транспортных систем, модернизации пропускных пунктов на границе между РФ и РК, подготовки квалифицированных кадров для туротрасли. В нынешнем году обсуждение этой темы продолжилось, хотя и в иных ракурсах, прежде всего в контексте интенсификации приграничного сотрудничества двух стран. 
Не случайно уже в первый день форума, который обычно посвящается вопросам федерального значения, был подписан целый ряд конкретных соглашений между различными регионами и предприятиями России и Казахстана. 14 из 25 соглашений носят межрегиональный характер — заключены между бизнес-структурами, вузами, общественными организациями. Так, Омский НПЗ заключил контракт с Павлодарским нефтехимом, а Омский технический университет договорился о сотрудничестве с Павлодарским университетом им. С. Торайгырова в совместных научных разработках в области солнечной энергетики. 

В завершение форума состоялась встреча президентов РФ и РК, в ходе которой, как утверждают источники, обсуждались не только официальные вопросы, но и некоторые перспективные проекты, в частности с расширением взаимодействия двух стран на финансовом рынке. Были затронуты также вопросы проведения согласованной политики в рамках ЕАЭС, с которым сегодня стремятся заключить особые (в первую очередь торговые) отношения азиатские страны: Азербайджан, Турция, Монголия, Индия, Пакистан, Индонезия и проч.
По некоторым данным, Владимир Путин обещал руководству Омской области всяческую поддержку, и это связано не только с тем, что Омск в 2023 году станет одной из площадок Молодежного чемпионата мира по хоккею, но и с особой ролью, которая отводится этому региону в целом в развитии Сибири и укреплении евразийской интеграции. По мнению экспертов нашего института, Омск блестяще провел Межрегиональный форум и проявил себя как потенциальный столичный центр Евразийского экономического союза. Не исключено, что в будущем в пространстве между Омском и казахстанским Нур-Султаном сформируется мощная территориальная агломерация, претендующая на столичный (в рамках ЕАЭС) статус по аналогии со связкой Страсбург — Брюссель в Европейском союзе. Полагаю, что подобная перспектива могла бы стать мощнейшим драйвером развития Сибири, важной точкой роста, которую давно ожидают азиатские регионы России.

Казахстан получил в лице России мощный экономический ресурс, позволяющий ему реализовывать масштабные индустриальные и транспортные проекты, сотрудничать на Байконуре, иметь по соседству гигантский открытый рынок и безопасную границу, готовить в вузах РФ профессиональные кадры.
 

Процесс евразийской интеграции длится уже более 20 лет. ЕАЭС отметил пятилетний юбилей. Какие основные выводы можно сделать из создания Союза? 
Главный вывод и основной итог деятельности Евразийского экономического союза состоит, на мой взгляд, в том, что евразийская интеграция неотвратима даже несмотря на то, что на окраинах ЕАЭС по-прежнему действуют мощные центробежные процессы, обусловленные активным влиянием конкурентных цивилизаций: Китая, Евросоюза, США и исламского мира. Многовекторная внешняя политика, проводимая руководством ряда постсоветских стран, разобщает эти государства, в то время как евразийская экономика их, напротив, сближает. И этот факт свидетельствует о том, что развитие и укрепление ЕАЭС — важнейший (если не самый важный) фактор поступательного экономического развития и обеспечения политической стабильности в центре Евразии.
Еще один вывод состоит в констатации того факта, что любое постсоветское государство оказывается в проигрыше, если оно тем или иным образом остается в стороне от процессов евразийской экономической интеграции. Мы видим, в каком проигрыше оказалась отвернувшаяся от ЕАЭС Украина: обещанных с Запада инвестиций нет и не будет, европейский рынок для нее по-прежнему закрыт, зато страна подвешена на крючок МВФ, зависимость Киева от западных кредиторов растет, люди массово покидают страну, промышленность разрушена, а последний мощный экономический актив — земля — вот-вот будет продан зарубежным монополистам. 


Одним из идеологов формирования ЕАЭС выступал Казахстан. В чем он выиграл от участия в Союзе?
Казахстан, участвуя в ЕАЭС, получил в лице России мощный экономический тыл и ресурс, позволяющий ему планировать и осуществлять масштабные индустриальные проекты, сотрудничать с передовой космической державой на Байконуре, реализовывать мощнейшие трансконтинентальные транспортные проекты через территорию РФ, иметь по соседству гигантский открытый для казахстанских товаров рынок и безопасную границу, готовить профессиональные кадры в российских вузах и т.п.
Без тесного взаимодействия с Россией Казахстан был бы вынужден интегрироваться в первую очередь со странами исламского мира, неизбежно получая весь негатив (наркотрафик, терроризм, религиозный экстремизм), который исходит сегодня от ряда азиатских государств: Афганистана, Пакистана, Сирии и т.п. Более же глубокая интеграция восточных стран ЕАЭС (Казахстана и Кыргызстана) с Китаем и вовсе чревата утратой ими своего суверенитета.

Каковы наиболее перспективные отрасли для сотрудничества между Россией и Казахстаном?
Я бы назвал три основных направления, которые, вне всякого сомнения, задают основные векторы развитию Евразийского экономического союза и стран, в нем участвующих. Прежде всего это транспортно-логистическая сфера, в которой, по сути, происходит становление единого транспортного пространства ЕАЭС, гарантирующее беспрепятственное и с минимальными издержками перемещение по всей территории Северной Евразии товаров, средств производства и рабочей силы. В странах ЕАЭС строятся трансконтинентальные железные и автомобильные дороги, открываются новые авиамаршруты, на очереди — развитие водного пути Север — Юг между Россией и Казахстаном на базе Иртыша и транспортное сотрудничество на Каспии.
Второе направление — формирование единого и высокотехнологичного энергетического пространства с совместными предприятиями по добыче и переработке углеводородов, с трубопроводами, энергетическими сетями, строительством АЭС и передовыми разработками в области возобновляемой энергии. Развитие же национальных транспортных и энергетических систем — это, как известно, основа суверенитета каждого из участников ЕАЭС.
Наконец, третье направление — приграничное сотрудничество, которое сегодня дает основной прирост в товарообороте между государствами ЕАЭС. Не будь границы между странами Союза столь прозрачными (беспошлинными в том числе), этого прироста бы точно не было.


Какие выгоды, на ваш взгляд, могут получить страны ЕАЭС при успешной реализации интеграционных проектов? 
Главная выгода от евразийской интеграции для каждой из стран-участниц ЕАЭС — их реальный экономический суверенитет, который в свою очередь является основой политической независимости государств Союза. Каждая страна самостоятельно выбирает путь своего развития и объем интеграционных проектов, сохраняя при этом контроль за национальными активами, за принятием решений и проч., чего не может быть в ситуации, например, интеграции с ведущими западными державами. 
Мы видим, как лихорадит латиноамериканские и африканские страны, подверженные влиянию транснациональных монополий. Мы видим, как взрываются одна за другой арабские страны, в которых западные «инвесторы» захватывают месторождения углеводородов и пути их транзита. Членство в ЕАЭС позволяет правительствам евразийских государств сохранять свои суверенитет, самобытность и поступательность развития. Следует отметить и другие немаловажные преимущества: во-первых, каждая из стран ЕАЭС получает возможность экспортного, то есть расширенного, производства, поскольку к их услугам огромный и открытый российский рынок, а во-вторых — дешевый (по цене, в полтора-два раза ниже мировой цены) российский газ, являющийся ведущим фактором конкурентоспособности евразийских товаров на зарубежных рынках.


Вклад в евразийскую интеграцию вносит и Институт ЕАЭС. Какие из реализованных проектов вы бы выделили? 
Институт ЕАЭС (до 2015 года — Институт ЕврАзЭС) был учрежден в октябре 2010 года для изучения и анализа интеграционных и цивилизационных процессов на постсоветском пространстве, а также для реализации конкретных проектов, способствующих конструктивному взаимодействию стран бывшего СССР в рамках Евразийского экономического союза и других интеграционных объединений.
В первые годы ключевым направлением деятельности института являлась работа с интеллектуалами и научными сообществами всех государств СНГ с целью продвижения идей и проектов евразийской интеграции, проведения мониторингов и исследований по интеграционной проблематике. С 2015 года, после создания ЕАЭС и начала формирования соответствующих исполнительских структур Союза, прежде всего Евразийской экономической комиссии, акценты сместились преимущественно в сферы науки, информации и идеологии.
В разные годы руководители Института ЕАЭС выступили одними из создателей Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», активизировали деятельность Дискуссионного клуба Всемирного русского народного собора и стали сначала инициаторами учреждения, а затем и операторами Международного литературно-медийного конкурса имени Олеся Бузины.
В 2016 году в Ереванском государственном университете было запущено преподавание спецкурса «Евразийская интеграция» по учебному пособию, подготовленному экспертами Института ЕАЭС совместно с армянскими коллегами. В 2017 году представители института приняли участие в запуске Белградского стратегического диалога (БСД). 
Представители Института ЕАЭС входят в редакционные советы ряда научных и общественно-политических изданий, в оргкомитеты международных и российских научных конференций. Мы имеем договоры о сотрудничестве с рядом зарубежных университетов, преимущественно в непризнанных республиках.


Несмотря на очевидные плюсы евразийского интеграционного объединения, впереди еще много работы. По вашей оценке, какие основные акценты необходимо расставить при дальнейшей интеграции, чтобы сотрудничество внутри ЕАЭС развивалось еще более успешно?
Если говорить о России, то главное, что нужно сделать, — более активно вовлекать партнеров по ЕАЭС в совместные экономические и иные проекты. В последние годы работа по реализации интеграционных проектов в РФ усилилась, и это позволяет надеяться, что ЕАЭС в ближайшем будущем получит второе дыхание.
Для других стран-членов ЕАЭС главной задачей должна стать замена многовекторной внешней политики однозначно проевразийской внешней политикой. В этом смысле экономическая интеграция постсоветских государств неизбежно должна наполняться проектами реального культурного и идеологического сближения на основе так называемой цивилизационной методологии. Идеология и методология общей для нас евразийской цивилизации должна стать альфой и омегой принятия решений для каждого российского, казахстанского или армянского чиновника и политика. Только в этом случае ЕАЭС станет динамично и сбалансированно развивающимся трансрегиональным объединением. 


Досье | Владимир Лепехин. С 2010 года и по настоящее время — генеральный директор Института ЕАЭС, кандидат философских наук, член бюро Научного совета по евразийской интеграции РАН, советник РФ 1-го класса. Окончил философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Затем — обучение в аспирантуре и преподавание на первой в стране кафедре политологии МГУ. В 1990-1993 годах — работа в научных институтах, администрации президента России и Совете по делам молодежи при президенте РФ. Будучи депутатом Государственной думы РФ первого созыва, стал автором или соавтором федеральных законов «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О противодействии политическому экстремизму», ряда других. С 1996 года занимается экономическим и политическим консалтингом. Входил в экспертные советы при Госдуме, Совете Федерации, ОДКБ, Таможенном союзе. Модерировал международные форумы Министерства экономического развития РФ и Россотрудничества. В 2018-2019 годах занимал должность проректора по науке и образованию Международного бизнес-университета МИРБИС. С мая 2019 года — руководитель Международного научно-образовательного центра имени А. А. Зиновьева философского факультета МГУ.

 |