И в этом, как полагает Путин, огромное конкурентное преимущество региона, залог его динамичного, долгосрочного развития, темпы которого на протяжении длительного времени устойчиво превышают общемировые.

Стимулирование опережающего развития субъектов ДФО

— В последние десять лет ВВП стран Азии рос ежегодно приблизительно на 5%, тогда как мировой — на 3%, в США — на 2%, в ЕС — на 1,2%. Но важно даже не это. Важно, что данная тенденция продолжается. К чему это неизбежно будет приводить? Доля экономик Азии в глобальном ВВП продолжит увеличиваться и вырастет с 37,1% в 2015 году до 45% в 2027-м, и дальше тренд наверняка сохранится.

Для России важно, чтобы вместе с экономикой АТР росла и экономика Дальнего Востока, чтобы в этом регионе были современные условия для жизни людей, росли их доходы, повышалось благосостояние, создавались качественные рабочие места и эффективные производства. На Дальнем Востоке уже прошли обкатку уникальные для нашей страны налоговые, административные и таможенные преференции. С их помощью реализуются знаковые проекты в таких областях, как газохимия и судостроение, биотехнология и чистая энергетика.

За последние семь лет объемы промышленного производства в ДФО выросли примерно на четверть — это выше, чем в целом по стране, на треть. Будем и дальше стимулировать опережающее развитие дальневосточных регионов, используя новые, передовые меры государственной поддержки, формируя лучшие, глобально конкурентоспособные условия для ведения бизнеса. В том числе намерены донастраивать механизм территорий опережающего развития для современных и совместных проектов с другими странами, создавать максимально благоприятный деловой климат для привлечения в Россию самых современных технологий и выпуска на Дальнем Востоке продукции с высокой добавленной стоимостью.

original-1q17.jpg

Ставка на рачительное освоение природных богатств

— События текущего года подтвердили особую значимость такого фактора, как доступность сырья, без которого нельзя организовать ни одно производство, наладить кооперационные цепочки. Россия — едва ли не единственная страна в мире, которая способна полностью обеспечить себя природными ресурсами, и Дальний Восток здесь играет существенную роль. Нефть и природный газ, уголь, металлы, лес, водные биоресурсы — по всем этим позициям регион является важнейшим поставщиком как на внутренний рынок, так и для зарубежных партнеров.

Мы делаем ставку на рачительное, по-хозяйски умное освоение природных богатств на основе самых строгих экологических стандартов. И добываемое сырье будем прежде всего использовать для глубокого передела внутри России, для укрепления суверенитета страны, обеспечения промышленной безопасности, повышения доходов граждан и развития регионов.

Мы уже защитили сферу добычи сырья от недружественных действий, теперь только компания в российской юрисдикции имеет право осваивать наши природные ресурсы. Минприроды вместе с Минпромторгом и ведущими деловыми объединениями определили потребности национальной экономики в стратегическом сырье. Эти сведения будут положены в основу обновленной Стратегии развития минерально-сырьевой базы России с увеличенным горизонтом планирования до 2050 года. При этом особое внимание нужно уделить геологоразведке и переработке дефицитного сырья (например, титана, марганца, лития, ниобия), которое используется в металлургии, медицинской и химической промышленности, микроэлектронике, авиастроении и других отраслях, новых технологиях накопления и передачи энергии.

Настоящий логистический бум

— За последние годы в России реализованы большие планы по развитию транспортной инфраструктуры, железных и автомобильных дорог, морских портов и трубопроводов. Своевременные решения позволили бизнесу оперативно перестроить логистику, развернуть грузовые потоки в те государства, которые готовы и хотят торговать с нашей страной, предпочитают цивилизованные, предсказуемые деловые отношения.

Показательный факт: несмотря на попытки внешнего давления, общий грузооборот российских морских портов за семь месяцев текущего года практически не сократился, остался на том же уровне, что и годом раньше: 482 млн тонн против 483 млн. При этом в дальневосточных портах сейчас настоящий логистический бум. Объемы перевалки грузов, обработки контейнеров таковы, что специалисты работают без перерыва на выходные, днем и ночью. Используя наши естественные конкурентные преимущества, мы продолжим наращивать свой транспортный потенциал, расширять сеть автомобильных и железных дорог, строить новые подходы к морским терминалам и увеличивать их мощность.

В центре внимания сегодня, безусловно, восточное направление инфраструктуры, а также развитие международного коридора «Север — Юг» и портов Азово-Черноморского бассейна, что откроет новые возможности для выхода российских компаний на рынки Ирана, Индии, стран Ближнего Востока, Африки и, конечно, для встречных поставок из этих стран. В целом на горизонте 2030 года совокупный объем грузоперевозок по названным маршрутам способен вырасти примерно на 60%.

_SERedCrab2723.jpg

Дальнейшее освоение Северного морского пути

— Наряду с планами развития транспортных коридоров важно обновлять подвижной и тяговый состав отечественных железных дорог, загружать российские верфи заказами на современные, качественные наливные суда, сухогрузы и контейнеровозы, в том числе ледового класса, для дальнейшего освоения Северного морского пути как мощной транспортной артерии национального и глобального международного значения с круглогодичной навигацией. Современные ледоколы, которые мы проектируем и строим, позволяют это сделать уже сейчас.

В текущем году на Севморпути состоялся первый контейнерный рейс между Мурманском и Камчаткой. Он еще раз подтвердил надежность проводки судов в арктической зоне, ее безопасность. Однако дело не только в том, чтобы разрешить проход судов в Арктике или просто соединить две конечные точки между собой. Нужно сделать так, чтобы в каждом порту на пути следования производились обслуживание судов и обработка грузов, а график движения был ритмичным и предсказуемым, надежным. В этом случае все пункты маршрута и все регионы Севморпути получат выгоду от работы логистического коридора.

Правительство уже утвердило план развития Севморпути до 2035 года. На его реализацию планируется направить 1,8 трлн рублей из разных источников. По прогнозу, грузопоток этого коридора может вырасти с нынешних 35 млн тонн до целевого показателя в 220 млн тонн в год.

Конечно, ключевой вопрос — грузовая база как для перевозок с Дальнего Востока, так и в обратном направлении. Для этого нужно предложить экономически обоснованный, конкурентный тариф.

_b5153e3c36586eb5f.jpg

Важность доступности перелетов из европейской части

— Особая тема для Дальнего Востока — авиация. Здесь важна не только доступность перелетов из европейской части России, но и связанность самих дальневосточных регионов между собой, охват воздушным сообщением как можно большего числа направлений, городов и районов ДФО.

Именно для этого мы создали единую дальневосточную авиакомпанию. Сегодня в ее графике уже почти 390 маршрутов, по части из них билеты субсидируются государством. В ближайшие три года объемы перевозок компании должны возрасти, количество маршрутов превысит 530. Под эти планы необходимо расширять авиапарк компании, комплектовать его современными самолетами, включая воздушные суда малой авиации. Решение на сей счет принято, и надо строго его выполнять.


Поворот на Восток: оценки россиян

В рамках ВЭФ-2022 ВЦИОМ провел среди 1600 жителей России в возрасте от 18 лет опрос на тему отношения к идее сотрудничества со странами Востока в новой реальности.

Как выяснилось, большая часть респондентов (66,3%) сталкивалась с понятием «поворот на Восток». При этом твердо знают о нем 28,1%, что-то слышали 38,2%, услышали впервые в ходе исследования 31%.

Под «поворотом на Восток» россияне понимают прежде всего торгово-экономическое сотрудничество (57,6%). На втором месте — политическое сотрудничество (22,4%), на третьем — культурное взаимодействие (4,6%). При этом если рассматривать сферу торгово-экономического сотрудничества, то в перспективный рейтинг стран Востока, по мнению опрошенных, входят Китай (66,3%), Индия (24,1%), Иран (8,7%), Турция (6,3%) и Казахстан (5,4%).

Однако опыт использования продукции из этих стран у респондентов отличается. Товары из КНР использовали и согласны делать это дальше 77,4%, отказаться от них после опыта взаимодействия готовы 7%, принципиально не хотят использовать 7,1%. В случае с Индией готовы продолжать пользоваться товарами 28,1%, отказаться собираются 3,1%, не хотят иметь опыт пользования 29,9%.

«ВЭФ является крупнейшим конгрессно-выставочным мероприятием для выстраивания диалога между Россией и восточными странами, в первую очередь из Азиатско-Тихоокеанского региона. На ВЭФ-2022 состоялся целый ряд дискуссий, посвященных российско-китайскому сотрудничеству, прошли бизнес-диалоги Россия — АСЕАН, Россия — Вьетнам, Россия — Индия и Россия — Монголия. В них приняли участие представители власти, ведущие предприниматели и эксперты. Вместе с тем для нас как для нефинансового института развития важно понимать, какой отклик повестка форума находит у обычных граждан. Поэтому мы инициировали совместное с ВЦИОМ исследование и рады поделиться его результатами», — прокомментировал председатель правления, директор Фонда «Росконгресс» Александр Стуглев. 


Драйверы экономического сотрудничества России и Китая

К ВЭФ-2022 исследовательский центр ITI и Фонд «Росконгресс» выпустили исследование «Торговые отношения России и Китая: потенциал роста». В нем отмечается, что КНР, являясь ведущей экономикой в мире, уже сегодня выступает крупнейшим торговым партнером РФ.

Взаимодополняемость экономик стран, общая граница, масштабные транспортные проекты, сотрудничество в ключевых секторах, участие в блоках БРИКС и ШОС — эти и другие факторы служат основными драйверами развития всех существующих и новых двусторонних инициатив. Реализация потенциала этих отношений во многом определяется их текущим содержанием и актуальными трендами.

Стремительное экономическое и социальное развитие Китая в последние десятилетия вызвало многократное увеличение спроса на закупку сырья, материалов и продовольствия на внешних рынках. При этом российские удобрения, лесоматериалы и продовольствие для КНР важны не меньше, чем сырье. РФ стала крупнейшим поставщиком Поднебесной по таким категориям импорта, как мороженая рыба (29,6% в импорте КНР в 2021 году), удобрения (28%), лесоматериалы (16,7%), топливо (совокупно угль, нефть, нефтепродукты и газ — 13%). Также Россия лидирует на китайском импортном рынке в поставках асбеста, электроэнергии, гидроксида магния, гречки, газетной бумаги, семян льна, подсолнечного масла и других товаров.

В 2022 году отмечается значительное увеличение спроса КНР на поставки из РФ, в том числе несырьевых товаров: полуфабрикатов из нелегированной стали, синтетического каучука, мороженой рыбы, рапсового масла.

Задача диверсификации и повышения уровня добавленной стоимости экспорта России в Китай остается приоритетной. Все большее значение приобретает дальнейшее развитие экспорта услуг, в первую очередь информационных, финансовых, туристских, а также телемедицины.

Ключевую роль в расширении экспорта РФ в КНР играет оптимизация его логистики с учетом регионального аспекта. В частности, необходимо развитие существующих способов доставки из центральных регионов России и Западной Сибири в провинции Центрального и Западного Китая. В настоящий момент идет создание инфраструктуры для новых железнодорожных маршрутов доставки через Казахстан. Привлекательность реализации Северного морского пути как части Ледового шелкового пути и необходимость его сопряжения с действующими сухопутными маршрутами Евразии открывают значительное пространство для сотрудничества РФ и КНР в ближайшие десятилетия.


 |