В июне на Петербургском международном экономическом форуме-2021 состоялась презентация ежегодного Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, составленного Агентством стратегических инициатив (АСИ). «Этот рейтинг готовился по итогам сложного 2020 года, прошедшего под знаком пандемии. В непростой ситуации оказались руководители регионов, предприниматели, граждане нашей страны. На поддержку бизнеса, столкнувшегося с резким падением выручки, были брошены значительные ресурсы как федерального центра, так и субъектов Федерации. По всем программам льготного кредитования в 2020 году было выдано более 1,5 трлн рублей. Как результат — если по итогам прошлого года количество субъектов МСП снизилось на 4%, то в нынешнем году тенденция развернулась, и на конец апреля мы видим рост на 2%. Преимущественно он наблюдается в регионах — лидерах рейтинга, — прокомментировала генеральный директор АСИ Светлана Чупшева. — Работа по созданию благоприятных условий для бизнеса не прекращалась, несмотря на пандемию: 40 из 85 регионов улучшили свой интегральный индекс по сравнению с прошлым годом. При этом больше выросли те субъекты, которые год назад находились во второй половине списка, то есть отстающие».

В рейтинге-2021 лидерство удержала Москва, второе место также сохранил за собой Татарстан. На третьей позиции оказалась Тюменская область, на четвертой — Тульская область, на пятой — Башкортостан.

По результатам нынешнего исследования его авторы сделали ряд ключевых выводов. Первый — снижение средних сроков доступа бизнеса к инфраструктуре. «За пять лет во всех субъектах сложилась хорошая практика быстрого, абсолютно без бюрократии доступа к инфраструктуре под все инвестиционные проекты. Стояла задача обеспечить равные условия с точки зрения разрешений и подключения. Мы этого достигли», — отметила Светлана Чупшева.

Во-вторых, несмотря на то, что в 2020 году произошло небольшое снижение доли МСП, впервые за три года увеличилась удовлетворенность предпринимателей процедурами получения государственных и муниципальных арендных платежей. Выросла и их удовлетворенность доступностью кредитных ресурсов. «Этому также способствовало то, что в прошлом году были выделены колоссальные ресурсы из федерального бюджета. Кроме того, субъекты РФ расширили список мер поддержки для тех представителей МСП, которые не подпадали под критерии федеральных программ. Это дало возможность помочь большему числу предпринимателей в сложной ситуации», — пояснила гендиректор АСИ.

В-третьих, по итогам минувшего года на 30% сократилась доля предпринимателей, указывающих на административное давление. Вместе с тем улучшилась обратная связь бизнеса с региональными органами власти. «Все губернаторы лично ежедневно встречались с инвесторами, в ручном режиме решали проблемы, с которыми те сталкивались. В целом по стране, согласно оценкам предпринимателей, канал прямой связи с властью улучшился почти в два раза», — сообщила Светлана Чупшева.


Важные позитивные тенденции. По мнению первого заместителя председателя правительства России Андрея Белоусова, в результатах Национального рейтинга состояния инвестиционного климата-2021 видны важные позитивные тенденции, такие как рост поддержки МСП в регионах и снижение административного давления на бизнес. «В частности, предприниматели отметили, что улучшилась регуляторика в строительстве, — это заслуга курирующего вице-премьера Марата Хуснуллина», — прокомментировал Белоусов.

По его оценке, замер проходил в экстремальных условиях. «Если раньше рейтинг характеризовал достижения и возможности регионов по улучшению инвестиционного климата по тому или иному направлению, то сегодня он показывает степень положительного взаимодействия региональных властей и бизнеса, который оказался в сложных условиях, — высказал мнение первый вице-премьер. — Необходимо не только сохранить эти успешные форматы, но и найти новые применительно к новым условиям».

В свою очередь Марат Хуснуллин отметил, что главная цель работы правительства в сфере строительства — максимально освободить ее от ненужных ограничений. «Уже значительно снизили количество обязательных требований. Из существовавших более 10 тыс. норм, которые зачастую были абсурдны и являлись тормозящим фактором, 3 тыс. отменили в 2020 году, 3,8 тыс. будут отменены в 2021-м, еще 2 тыс. находятся в работе, — проинформировал вице-премьер. — Останется порядка 2 тыс. норм, которые четко влияют на безопасность эксплуатации зданий. Все остальное — функция заказчика, проектировщика, инвестора. Государству не нужно контролировать этот процесс, нужно проверять качество со стороны строительного надзора».


Хуснуллин подчеркнул, что ключевая задача — сокращение времени инвестиционно-строительного цикла на 30%, которое принесет в экономику строительства 2 трлн рублей. «Это чисто бумажная работа, за которую всем нужно взяться и провести ее до конца, — призвал куратор отрасли. — Продолжается серьезная работа по Градостроительному кодексу, по вопросам, связанным с обеспечением необходимой рабочей, проектной, строительной документации. К весенней сессии Госдумы было подготовлено 17 законопроектов и поправок, к осенней — еще около 35. Также правительство готовит новые законодательные инициативы. Например, законопроект о приаэродромных территориях. Конечная цель — закон о комплексном развитии территорий, который даст серьезное движение вперед».

Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин отметил беспрецедентную организацию работы федерального центра и региональных команд с предпринимателями. «Никогда еще власть не была такой открытой и близкой к бизнесу. Никогда еще не было такого постоянного, практически в круглосуточном режиме общения с бизнесом, — поделился Катырин. — Важно сохранить такой режим диалога, такой режим открытости».

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин считает, что главный результат восьми лет подготовки национального рейтинга — плотность его результатов. «Это значит, что лучшие практики тиражируются и масштабируются. Регионы работают над ошибками, смотрят, где есть провалы, и подтягивают те показатели, которые могут помочь улучшить инвестиционный климат, — заметил Шохин. — Видно, что регуляторика и изменение контрольно-надзорной деятельности на федеральном уровне — возможность для следующего рывка».

Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин обратил внимание на то, что «в сложнейший период прошлого года, когда падали доходы бюджета, практически все регионы снизили нагрузку на МСП». «В результате сотни миллиардов рублей остались у предпринимателей, и это помогло им перезагрузить работу своих коллективов, сохранить рабочие места. Можно с уверенностью констатировать, что сегодня доходы от малого бизнеса растут, в том числе в региональные бюджеты, — сказал Калинин. — При составлении рейтинга учитываются данные опроса предпринимателей. Обратная связь от них становится критическим моментом, который добавляет баллы и позволяет в плотной группе участников двигаться вперед тем губернаторам, которые наладили работу с бизнесом и на системной основе встречаются с ним. Такой подход должны взять на вооружение главы всех регионов».

А президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик заметил, что «растут не только управленческие команды, но и потребитель». «Бизнес все время повышает запросы. Рейтинг тоже учит нас становиться более требовательными, может быть, по-хорошему наглыми, и требовать соответствующего уровня от субъектов, — был откровенен Репик. — Регионы смотрят, где у них есть провалы, взаимодействуют с АСИ, чтобы улучшить ситуацию с инвестиционным климатом. Считаю, субъектам необходимо еще активнее сфокусироваться на работе с АСИ, например по новому большому рейтингу — Рейтингу качества жизни».