По оценке председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна, потенциал перевозок через ЕАЭС реализуется не в полной мере. При этом у правительств стран Союза есть консенсус и понимание того, в каком направлении нужно двигаться. «Проблема слабой реализации потенциала — в скорости принятия решений и имплементации законодательства, — уверен Саркисян. — Назрела необходимость обсуждения вопроса совершенствования системы управления».

Так произошло с цифровизацией. В 2016 году ЕЭК запустила цифровую повестку ЕАЭС, одобренную лидерами государств, несмотря на то что Договором о Союзе она не была предусмотрена. Однако всем понятно, что «цифра» — это уже даже не будущее, а настоящее цивилизованного мира. И такое решение позволило экономике ЕАЭС развиваться в русле глобальных трендов. 

Руководитель ЕЭК считает, что в стратегии реализации транзитного потенциала лидирующие позиции займут те страны, которые смогут быстро принимать решения, строить современную инфраструктуру, скоростные дороги. И наднациональный орган должен этому помогать. Одно дело, когда отдельные правительства разрабатывают национальные программы, а потом их согласовывают, и другое — когда есть Комиссия, которая может и должна способствовать увеличению скорости принятия решений.

Согласно статистике, стоимость транзита в ЕАЭС составляет порядка 30% в конечной стоимости товара, а в Европейском союзе, США — порядка 10%. «При такой системе управления мы не выдержим конкуренции, — категоричен Тигран Саркисян. — Да, мы будем наращивать грузопотоки, объемы будут расти, но старая система не позволит нам соответствовать самым высоким требованиям и набирать темпы глобальных изменений. Наш удельный вес в транзитных перевозках будет сокращаться».

Примером, где удалось эффективно гармонизировать национальные нормативно-правовые акты, является Таможенный кодекс ЕАЭС. При разработке этого документа от бизнеса поступило более 1000 замечаний, 70% из них были учтены. В результате в несколько раз сократилось время на растаможку грузов. Однако предприниматели отмечают, что заложенные в кодексе продвинутые механизмы медленно имплементируются. 

По мнению президента Делового совета ЕАЭС Виктора Христенко, среди безусловных приоритетов Союза — транзитный потенциал, расширение его возможностей, повышение доверия между государствами. Причем оно должно опираться на цифровую прослеживаемость товаров и транспортных средств, на элементы, которые дают надежное представление обо всех процессах, происходящих в ЕАЭС. Инфраструктурные стыки, транспортно-логистические структуры — очень значимые составляющие евразийских интеграционных процессов. 
«Страны ЕАЭС смогут наиболее полно раскрыть свой транзитный потенциал, если эффективно реализуют внутрисоюзную транспортную политику, — подчеркнул Христенко. — Эффективно — значит, понятно, прозрачно и безбарьерно».

Заместитель премьер-министра Беларуси Игорь Петришенко убежден, что без транспортной составляющей и высоких скоростей по транзиту ЕАЭС не сможет занять достойное место в мировой торговле. «Поэтому мы расширяем и совершенствуем свою инфраструктуру, — заметил он. — Для нас в рамках Союза очень важны международные автомобильные перевозки. К сожалению, здесь мы пока притормаживаем и не решили вопрос каботажных перевозок, что создает дополнительные трудности». 

Первый заместитель премьер-министра — министр финансов Казахстана Алихан Смаилов рассказал, что за последнее десятилетие в транспортную инфраструктуру республики инвестировано более 30 млрд долларов. «Мы создали 11 международных маршрутов — пять железнодорожных и шесть автомобильных, — уточнил он. — Ежегодно удваивается количество транзитно-контейнерных грузоперевозок. В текущем году планируем заработать 2,5 млрд долларов, в следующем цифра увеличится еще на 30%».

Но результаты каждой страны ЕАЭС могут быть еще лучше. Для этого нужно ускорять прохождение таможенной границы, упрощать процедуры. Следует пользоваться системой управления рисками, чтобы меньше останавливать товары на границе.

«Пока недостаточна координация по созданию общих логистических коридоров ЕАЭС, — полагает Смаилов. — В связи с этим есть предложение к ЕЭК проработать вопрос оцифровки транспортной инфраструктуры Союза и усилить общую координацию. Еще надо расширить диалог с нашими партнерами, прежде всего из Азиатско-Тихоокеанского региона и Европейского союза. В целом необходимо добиваться снижения транспортной составляющей и того, чтобы наши транспортные коридоры стали еще более привлекательными».

Первый заместитель председателя правительства — министр финансов России Антон Силуанов также считает, что успех экономик стран ЕАЭС во многом зависит от организации логистических и транспортных коридоров. «Транспортные услуги — важнейший элемент ВВП любого государства, — заметил он. — Можно не иметь большой промышленности, но иметь хорошую транспортную логистику, и это будет приносить серьезный доход государству. Если мы хотим, чтобы бизнес эффективно работал, Союзу нужна среда без ограничений, в которой обеспечена прослеживаемость грузов». 
 |