Все проекты предложены участникам рынка EduNet НТИ в рамках форума «Сильные идеи для нового времени». Мероприятие проведут в Сочи Агентство стратегических инициатив и Фонд Росконгресс.
Иметь ассистента очень удобно: он составляет график дел и встреч, напоминает, советует, подсказывает и вообще всегда на подхвате. Но позволить себе хорошего личного помощника может не каждый, это дорого. Участники форума «Сильные идеи для нового времени» предлагают решить задачу с помощью цифрового ассистента (или наставника). Круг задач у него шире, не только просто записать и напомнить. «Ассистент будет находиться постоянно с человеком, подсказывать, советовать, напоминать. Цифровой наставник будет составлять программу обучения, личностного развития и карьерного роста, работая на опережение», – обещает автор проекта.
Задачи цифрового наставника:
-
Составление программы обучения и личностного развития
-
Продумывание карьерного роста
-
Отчетность о физическом, эмоциональном и психическом состоянии человека
-
Напоминания о важных задачах
-
Коммуникация с человеком
Конструктивно наставник может находиться везде: в телефоне, в любом отдельном гаджете, в «умных» устройствах.
Цифровой наставник работает на основе технологий искусственного интеллекта и нейросети, что позволят постоянно его совершенствовать и гибко настраивать под потребности конкретного человека. Функционал такого ассистента постоянно расширяется. В результате постепенно появляется цифровой двойник человека, а там и до цифрового бессмертия недалеко.
Аналоги
-
Частично схожие по функционалу помощники уже либо существуют, либо разрабатываются крупнейшими технологическими компаниями. Это:
-
Электронные голосовые помощники (Google, Yandex, Amazon)
-
Виртуальные цифровые помощники: SRI International (Калифорния, США), проект ePytia.
-
Персональные информационные менеджеры (Akonadi, Backpack, Dailer, do-Organizer, doogiePIM, Efficcess, Essential PIM, KeyNote, Mozilla Sunbird, Книга Руна и др.)
-
ИИС (Российская ассоциация искусственного интеллекта, Наносемантика, robochat.ru, и др.)
-
Вопросно-ответные системы (AskNet Search, BrainBoos и др.)
Технологический стартап за четыре года. Рецепт приготовления
Одна из болей современного образования – устаревшие методики профориентации в школах. Система образования постоянно оценивает теоретические знания учащихся и занимается отсеиванием. В итоге вырастает поколение, неспособное к формированию и воплощению в жизнь инновационных идей.
Для решения данной проблемы была разработана комплексная непрерывная (бесшовная) система взращивания и развития технологических предпринимателей, которая претендует на то, чтобы изменить парадигму существующей проектно-инновационной деятельности. В долгосрочной перспективе она направлена на детальную проработку и выведение конкурентоспособных проектов на международный рынок. Авторы идеи уверены, что можно ускорить темпы роста стартапов в три раза и решить «вечную проблему» системы образования в нашей стране – связать его с бизнесом и наукой.
В чем идея
Будет создана база данных по проектам, основанным на трендах и потребностях реального сектора экономики. Учащиеся смогут объединяться в команды и сообщества для решения реальных проблем определенных компаний (заказчиков). Предполагается командная проектная деятельность, причем за каждой командой будет закреплен свой «коуч» или руководитель. Также будет подключена экспертиза от специалистов рынка.
В результате у команды сформулированы:
-
Бизнес-идея (проектирование на начальном этапе)
-
Контрагенты (онтологическая модель взаимодействия)
-
Бизнес-модель (экономический анализ)
-
Продукты и услуги
-
Финансовая модель
-
Дорожная карта (лица, сроки и ресурсы для реализации проекта)
Дмитрий Козырев, участник EduNet НТИ, CEO EduTechPlace: «Данный проект важен с точки зрения смены парадигмы и методологии обучения будущих лидеров и технологических предпринимателей с отсева на взращивание. Если мы детально разберем нынешнюю систему образования, то увидим множество молодых профессионалов, работающих не по специальности, и многих, кто не может реализовать свой потенциал; мы увидим, что на каждом этапе обучения существуют барьеры и отборы, отсевы. Также не секрет, что нынешние методики работают в большей степени с системным мышлением, творческое (гибкое) перестает развиваться с пятого класса, отсюда возникает невозможность для специалиста, который не получал в свободное время дополнительного образования, заниматься проектной деятельностью. В итоге: страна недополучает технологических предпринимателей, способных скомпилировать конкурентоспособный проект».
По мнению авторов проекта, сегодня специалист в среднем переходит к проектной деятельности только к 30 годам.
Благодаря новой программе будущие технологические предприниматели уже к 18 годам будут иметь портфолио проектов и опыт как побед, так и неудач, а также готовые команды, уверен Дмитрий Козырев.
Реально-виртуальные образовательные технологии
Гибридный формат обучения становится все популярнее как у образовательных организаций, так и у самих учащихся. Проект «Реально-виртуальные образовательные технологии», которые предложили участники EduNet, позволяет совместить преимущества практического обучения с возможностями виртуального моделирования, а также преодолеть разрыв между теоретическими знаниями и навыками, получаемыми в онлайн-обучении, и задачами технологического развития, в том числе в рамках НТИ.
Новизной решения являются компьютерное моделирование реальных процессов, существенное ускорение практического обучения сложным инженерным и управленческим навыкам и погружения в предметную область современных задач, которые смогут быть внедрены в школы и вузы, говорится в описании проекта.
Авторы идеи предлагают готовый технологический пакет – заменитель «решений, основанных на полном компьютерном моделировании реальных процессов», который отличается относительно небольшой стоимостью за счет использования реальных инженерных устройств. Это делает решения доступными для школ и вузов.
Как выглядит технологический пакет?
Основная задача любого решения, предлагаемого в рамках технологического пакета, – это формирование целостного представления о предметной области и практическое знакомство с актуальными задачами.
Сюда входят:
-
введение в онтологию и технологическую культуру отрасли;
-
формирование у участников способности самостоятельно ориентироваться и решать задачи в рамках передовых технологических подходов, принятых в отрасли;
-
целостное представление о входящих в отрасль отраслях знаний, математических методах, цифровых технологиях, понимание взаимосвязи этих знаний и инструментов и способность собирать с их помощью постановку и решение задач;
-
содержательный цифровой след и индивидуальные траектории, основанные на различных ролях в команде.
Все равно не понял, приведите пример
В качестве примера можно привести образовательную лабораторию беспроводных технологий связи для освоения предметной области «Технологии беспроводной связи и интернета вещей» (iot.skoltech.ru). Она была апробирована в рамках студенческого трека Олимпиады НТИ. Это относительно простой проект, в нем решаются в основном задачи знакомства с отраслью, формирования базовой культуры мышления и навыков решения актуальных задач.
Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (asi.ru) создана распоряжением Правительства России от 11 августа 2011 года. Наблюдательный совет АСИ возглавляет Президент России Владимир Путин. Агентство поддерживает проекты, направленные на системные изменения в сфере улучшения делового климата и поддержки инноваций, образования и подготовки кадров, здравоохранения и социального обслуживания, регионального и городского развития. Среди ключевых инициатив АСИ – Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах, платформа для обмена лучшими практиками «Смартека», программа «100 городских лидеров», модель повышения инновационной открытости крупных компаний и платформа Национальной технологической инициативы.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры. Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов. Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 129 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 69 странах мира.