Как вы оцениваете эффективность интеграционных процессов в рамках ЕАЭС? Видна ли динамика в развитии Союза? Вас радует, что список его партнеров растет?

Ярослав Лисоволик:

— Динамика становится все более позитивной: в нынешнем году ожидается, что все страны ЕАЭС покажут рост взаимного товарооборота, а также положительные темпы экономического роста. Увеличение торговли во многом приходится именно на партнеров по Союзу. Особенно хорошие результаты в Армении, где существенно возросла доля торговли с государствами-участниками ЕАЭС. 

Увеличение числа партнеров Союза чрезвычайно важно в условиях, когда для признания со стороны Запада необходимо набирать экономический вес и создавать разветвленную систему альянсов.

Юрий Шевцов:

— Эффективность очень высока, хотя всегда есть резервы для ее роста. К примеру, Беларусь и Россия имели настолько сильные споры по таможенным пошлинам из России в Беларусь на нефть и нефтепродукты, что Беларусь начала завозить нефть из Венесуэлы. В эту схему затем включился Азербайджан, а нефть пошла в Беларусь через нефтепровод Одесса — Броды, что привязывало Беларусь к некоторым аспектам политики Украины.

Готовилось еще более массированное получение нефти и даже газа из Венесуэлы и других стран. Это угрожало белорусско-российской интеграции. Таможенный союз, переросший в ЕАЭС, позволил данные проблемы в целом убрать. События, развернувшиеся на Украине, показывают, насколько серьезными были угрозы, нивелированные Таможенным союзом.

Союз развивается непросто, но позитивно. Среди основных позитивных последствий хотелось бы выделить:

1. Сохранение белорусской промышленностью доступа к российскому рынку и более-менее равноправного доступа к российскому сырью. Это позволило сохранить белорусское машиностроение и развернуть глубокую модернизацию нефтехимической промышленности.

2. Белорусское сельское хозяйство, несмотря на кризис последних лет, вызванный известными событиями, сохранило и развило в физических объемах свое присутствие на рынке России. По основным направлениям специализации белорусского АПК (молочные и мясные продукты) это принципиально.

3. Стали возможны очень масштабные проекты в транзитном секторе, прежде всего по линии ЕС — Китай. Благодаря развитию нового Великого шелкового пути в координации с Россией и Казахстаном Беларусь смогла начать с КНР очень крупный проект китайско-белорусского индустриального парка возле Минска.

4. В Беларуси «Росатом» развернул строительство АЭС, которая выступает драйвером модернизации автомобилестроения, ЖКХ, важных объектов индустрии.

5. Благодаря интеграционным программам Беларусь имеет возможность развивать фундаментальные исследования в Национальной академии наук по самым важным для экономики направлениям. Эти программы больше идут через институты Союзного государства России и Беларуси. Но без вывода интеграции из тупика через создание Таможенного союза их ждала стагнация.

6. В Беларуси происходит быстрый рост военно-промышленного комплекса.

Увеличение количества партнеров дает некоторое расширение рынков для белорусского экспорта. Негатива он не приносит. То есть это фактор позитивный, но не слишком важный.


Айылчы Сарыбаев:

— Принятым законам и подписанным соглашениям еще предстоит достигнуть своей главной цели в рамках ЕАЭС. Сейчас идет процесс разработки и адаптации нормативных документов. Однако на примере Кыргызстана уже заметно оживление в поставках сельхозпродукции и продукции швейной отрасли в Россию и Казахстан.

Введение экономических санкций против РФ наносит ущерб евразийской интеграции, поэтому расширение списка партнеров ЕАЭС можно только приветствовать.

Арам Сафарян: 

— После двух лет тяжелых испытаний с начала 2017 года экономика стран ЕАЭС показывает динамичное развитие. Экономика России встала на путь устойчивого роста, что самым благоприятным образом отражается на экономике Армении и других государств-участников. Авторитетные международные организации пересмотрели сделанные в начале года прогнозы в сторону увеличения показателей ВВП в конце года. 

Экономика Армении демонстрирует тенденции оздоровления, фиксируя, в частности, значительный рост экспорта. Данные факторы дают основание утверждать, что в ближайшие годы следует ожидать развития экономик стран ЕАЭС и увеличения товарооборота между ними.

Думаю, интеграционные процессы, декларированные в начале формирования Союза, протекают по графику, хотя экономический спад и другие негативные явления прошлых лет создают представление о замедлении процесса интеграции. При лучшей работе с активной частью обществ государств ЕАЭС на фоне экономического роста ближайших лет можно ожидать повышения показателей положительного отношения к интеграции.

С Союзом хотят сотрудничать более 40 стран мира. Подобный интерес свидетельствует об огромном потенциале для развития международного экономического взаимодействия. 

Какую роль в интеграционных процессах вы отводите Евразийской экономической комиссии? По вашему мнению, в чем ее главная миссия?

Ярослав Лисоволик: 

— Миссия ЕЭК — индикативное планирование интеграционных процессов без чрезмерного интервенционизма. Прагматичный и реалистичный подход к интеграции преобладает в Комиссии на данный момент.

Юрий Шевцов: 

— Евразийская комиссия могла бы получить больше полномочий и бюджет, прежде всего для реализации программ в области высоких технологий. По модели того, что есть у Беларуси и России по линии Союзного государства. В рамках ЕЭК можно было бы сконцентрироваться также на некоторых прорывных проектах в интересах всего ЕАЭС, в первую очередь на развитии транзитных артерий ЕС — Китай и Север — Юг.

Комиссия могла бы стать более заметным инструментом для крупных точечных проектов, где нужна оперативная координация между странами-участницами Союза. Их перечень надо было бы продумать — что-нибудь аналогичное белорусско-китайскому индустриальному парку.

Айылчы Сарыбаев: 

— Роль ЕЭК очень важна: Комиссия способствует разрешению многих правовых и бюрократических проблем между странами, накопившихся за годы самостоятельной экономической политики, а также решению проблемы «старшего брата». 

Арам Сафарян: 

— ЕЭК — пионер интеграционного процесса. Являясь членом и участником заседаний научно-экспертного совета при Комиссии, свидетельствую: это уникальная площадка, где обсуждаются текущие вопросы и прогнозируются обозримые перспективы, что способствует лучшему пониманию актуальных задач интеграции. 

Очевидно, что со временем, по мере углубления интеграции, ЕЭК станет играть все возрастающую роль, и это не будет противоречить национальным интересам и подходам властных элит стран ЕАЭС.

Какие важные задачи уже удалось решить при участии ЕЭК, а какие еще предстоит решить? В чем их важность?

Ярослав Лисоволик: 

— Удалось разработать основные ориентиры для экономической политики стран-членов ЕАЭС. Остается необходимость большей координации макроэкономической политики, снижения взаимных ограничений и барьеров.

Юрий Шевцов: 

— Функцию информационной площадки ЕЭК выполняет хорошо. Однако увеличение количества членов ЕАЭС требует интенсификации их общения между собой по проектам, которые затрагивают их интересы. Вот тут ЕЭК могла бы стать гораздо активнее. Но главное — Комиссия все-таки нуждается в увеличении бюджета и расширении полномочий по ряду направлений.

Айылчы Сарыбаев: 

— При участии ЕЭК Кыргызстан частично решил пока только проблемы мигрантов. Предстоит разработать унифицированные нормативные акты по всем регулирующим экономику документам и добиться неукоснительного их соблюдения всеми государствами ЕАЭС. 

Арам Сафарян: 

— Многонациональный рабочий организм ЕЭК нацелен на дружную работу, на максимальное взаимопонимание представителей стран-участниц ЕАЭС. Это видно невооруженным глазом, и это трудно оспорить. 

Очевидно, что следующие годы деятельности Комиссии должны ознаменоваться конкретными результатами углубления экономической интеграции, и это будет способствовать постановке вопросов новых уровней советами глав государств и глав правительств. Победой постсоветских евразийцев может стать осознание нашими обществами насущной необходимости создания интеграционного пространства по образу Европейского союза. 

Как вы считаете, какие задачи должны стать приоритетными для ЕЭК на перспективу?

Ярослав Лисоволик: 

— Задачи следующие: повышение доли расчетов в национальных валютах, рост взаимной торговли за счет снижения торговых барьеров, развитие системы альянсов на основе зоны свободной торговли со странами дальнего зарубежья.

Юрий Шевцов: 

— Отвечу кратко: увеличение бюджета и вычленение находящихся в компетенции ЕЭК больших проектов.

Айылчы Сарыбаев: 

— Необходимо обеспечить прозрачность границы и свободу передвижения не только граждан, но и бизнеса. Следует существенно снизить уровень теневой и неформальной экономики. Ставить заслон утечке не только умов, но и капитала в другие страны мира. Срочно разработать согласованную политику в отношении Китая, Вьетнама, Ирана и других государств, желающих сотрудничать со странами ЕАЭС.

Арам Сафарян: 

— С благословения глав государств Евразийского союза ЕЭК будет все больше вникать в глубины общих интересов и их гармонизации. Если мы имеем в виду создание когда-либо регионального союза по типу Европейского, то очевидно, что отведем Комиссии роль союзного правительства. 

Но для этого мы должны пройти все естественные этапы интеграции и при поддержке приверженцев евразийства, большинства граждан стран ЕАЭС переходить от одной ступени интеграции к другой, более высокой. ЕЭК способна стать тем органом, который в открытой, прозрачной и прогнозируемой форме будет выступать генератором углубления интеграции. ||

 |