Структура государственной программы включает в себя три федеральных проекта: «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических продуктов» и «Совершенствование управления в сфере туризма», входящих в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Общий объем финансирования составляет 724 млрд рублей, из них 168,4 млрд — деньги федерального бюджета, 75,8 млрд — средства региональных бюджетов, 542,1 млрд — внебюджетные источники.

Участниками программы стали 17 министерств и ведомств. Совместными усилиями они должны достигнуть таких целей, как создание для жителей России современной туристической инфраструктуры; формирование системы поддержки общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего туризма; обеспечение доступности гражданам поездок по РФ в условиях комфортной и безопасной туристической среды; внедрение цифровых решений, открывающих доступ к информации о возможностях отдыха внутри страны, а также к туристическим цифровым сервисам; запуск сквозной системы финансовой и нефинансовой поддержки, ориентированной на развитие экспорта туристских услуг; увеличение числа рабочих мест и повышение кадрового потенциала туротрасли.

«Развитие внутреннего туризма в России является национальным приоритетом. Страна имеет колоссальный туристический потенциал. В 2020 году принят национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», а с начала 2022 года заработала государственная программа «Развитие туризма». В прошлом году инвесторы получили льготные кредиты на строительство отелей общей вместимостью почти 14 тыс. номеров. В рамках новой госпрограммы до 2024 года за счет льготных кредитов по всей стране должно появиться уже свыше 19,5 тыс. номеров. Содействие инвесторам будет оказываться в том числе при строительстве обеспечивающей инфраструктуры к туристическим объектам. В ближайшие три года гранты получат не менее 2,5 тыс. предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего туризма, в 2021 году аналогичную меру поддержки получили 452 проекта. В комплексе эти меры позволят нам к 2030 году увеличить количество путешествий внутри страны до 140 млн поездок в год, создать не менее 1,7 млн новых рабочих мест и повысить вклад отрасли в экономику до 8,3 трлн рублей», — прокомментировал заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

Участники рынка положительно отнеслись к принятию госпрограммы. «Индустрия гостеприимства впервые признана на государственном уровне как полноценная сфера экономики, не менее важная, чем, к примеру, добывающая промышленность. Это повлияет на повышение значения отрасли в том числе и для инвесторов. Россияне хотят путешествовать по своей стране, но им мешают отсутствие инфраструктуры, качество сервиса и высокая стоимость туристических услуг. Соответственно, помимо строительства дорог и гостиниц необходимо создавать привлекательные условия для турбизнеса. Усиление конкуренции приведет к снижению стоимости конечного продукта», — высказал мнение президент Российского союза туриндустрии Андрей Игнатьев.

Госпрограмма предусматривает льготное кредитование, поэтому будет способствовать росту инвестпривлекательности объектов, которые в нее войдут, полагает медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья Михаил Данилов. Он считает, что выйти к 2030 году на 140 млн внутренних поездок, скорее всего, вполне реально. Согласно данным Росстата, в 2019 году только в коллективных средствах размещения останавливались около 76 млн человек. 19,5 тыс. дополнительных номеров при максимальном заполнении могут дать до 7-14 млн человек в год. Это только на условиях господдержки, а есть еще самостоятельно открывающиеся отели при частном финансировании. Кроме того, новый закон о туризме расширит число классифицируемых средств размещения: гостевых домов, кемпингов и т.д.

«Новая программа и выделение на нее объемного финансирования будут способствовать росту экономики и развитию инфраструктуры каждого из регионов, которые приоритетно отмечены в документе. Сегодня многие боятся путешествовать за рубеж, а целый ряд государств закрыт для российских туристов, поэтому поддержка внутреннего туризма — первоочередная задача. Стоимость авиабилетов в последнее время снизилась — теперь можно недорого перелететь из одного региона страны в другой. Семейные, субсидированные тарифы — хорошая возможность увеличить количество туристов. Еще один плюс — выделение бюджетных средств на восстановление памятников истории и культуры, на развитие регионов с точки зрения инфраструктуры туризма: предприятий общественного питания, средств размещения. Самый долгоиграющий по окупаемости бизнес — гостиничный, поэтому привлечение инвесторов в данную сферу даст хороший результат. При этом важно повысить транспортную доступность объектов показа — точек притяжения при организации туров в регионах. Будет развитая логистика — будет увеличение числа путешествующих даже в пределах своего субъекта», — полагает профессор кафедры управления бизнес-процессами факультета рыночных технологий Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь.

Перечень туристических макротерриторий и входящих в них субъектов с учетом потенциала развития туризма в России

Туристическая макротерритория

Субъекты РФ в каждой туристической макротерритории

1

Большое Золотое кольцо

Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области

2

Западный Юг России

Республика Крым, город Севастополь

3

Дальний Восток

Камчатский и Приморский края, Сахалинская область

4

Восточный Юг России

Республика Адыгея, Краснодарский край, Ростовская область

5

Из города Москвы в город Санкт-Петербург

Республика Карелия, Ленинградская, Московская, Новгородская, Псковская, Тверская области, города Москва и Санкт-Петербург

6

Большой Урал

Республика Башкортостан, Пермский край, Свердловская и Челябинская области

7

Большая Волга

Республики Марий Эл и Татарстан, Чувашская Республика, Астраханская, Волгоградская, Ивановская, Костромская, Нижегородская, Самарская, Саратовская, Тверская, Ульяновская, Ярославская области

8

Русский Север и Арктика

Республика Карелия, Архангельская, Вологодская, Мурманская области

9

Большой Алтай

Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская область

10

Большой Кавказ

Республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Чеченская республики, Ставропольский край

11

Русская Балтика

Калининградская область

12

Байкал

Республика Бурятия, Иркутская область


Источник: государственная программа «Развитие туризма» до 2030 года

 |