Правопреемник советского экрана. Кинонаследие России связано в первую очередь с несколькими действующими по сей день старыми студиями: «Мосфильмом», «Ленфильмом», имени Горького, «Центрнаучфильмом», а также с такими учебными заведениями, как ВГИК, «Щука» и др.

Старейшей киностудией и киношколой является «Ленфильм», созданный накануне Первой мировой войны в марте 1914 года на Петроградской стороне тогдашней столицы Российской империи. На ее базе были построены целая кинофабрика, кинолаборатория и прокатная контора, а сценарии к фильмам в 1918 году писал сам нарком просвещения Анатолий Луначарский. Знаменитые кадры, когда солдатская масса под огнем противника несется на штурм Зимнего дворца и карабкается на его решетку, тоже были сняты на «Ленфильме» в постановке Николая Евреинова, Александра Кугеля и Николая Петрова при массовке в 10 тысяч человек. Они до сих пор воспринимаются широкой публикой как документальная съемка.

До войны «Ленфильм» выпустил такие классические ленты, навечно вошедшие в золотой фонд отечественного кино, как «Чапаев», «Юность Максима», «Петр Первый», «Человек с ружьем», «Чкалов», «Антон Иванович сердится» и др. После войны список киношедевров исчислялся десятками, а то и сотнями. За годы своего существования «Ленфильм» выпустил свыше 1,5 тысячи игровых полнометражных кинофильмов.

Вторым в 1915 году на свет народилось «Киноателье «Русь», созданное костромским негоциантом, успешным строителем Михаилом Трофимовым и переформатированное с годами в Киностудию детских и юношеских фильмов имени Горького. Именно купец-старовер настоял на том, чтобы режиссеры-подрядчики «Руси» делали основной упор на экранизацию русской классики, а для участия в фильмах приглашались актеры московских театров. По желанию основателя классические традиции поддерживали режиссеры Николай Маликов, Владислав Старевич, Юрий Желябужский, Яков Протазанов, Исидор Анненский, Александр Роу, Сергей Юткевич, Марк Донской, Лев Кулешов, Марлен Хуциев, Сергей Герасимов, Василий Шукшин, Станислав Ростоцкий и др.

На базе этой киностудии в 30-х годах возник знаменитый «Союзмультфильм», ставший легендой и идолом для каждого советского ребенка, независимо от его национальности. Великие отечественные мультипликаторы, корифеи жанра Иван Иванов-Вано, Владимир Сутеев, Дмитрий Бабиченко, сестры Валентина и Зинаида Брумберг снимали цветные фильмы еще с 1937 года, когда традиционное игровое кино было черно-белым.

Третья по возрасту, но не по значимости кинокомпания «Мосфильм» появилась на свет в 1924 году, уже когда столица государства переехала в Первопрестольную. Почти за век своей деятельности она стала одной из крупнейших в Европе, заняв площадь кинофабрик и павильонов в Москве на Воробьевых горах 34,5 га и выпустив свыше 2,5 тысячи фильмов. В 1936 году «Мосфильм» получил также и Ялтинскую киностудию, созданную «отцом» российского кино донским казаком Александром Ханжонковым. Именно его киноателье на Житной в Москве (400 кв. метров) стало штаб-квартирой будущего «Мосфильма». В 20-х годах на его базе появились фабрики Госкино, сняли фильм «Броненосец «Потемкин», привлекли к сотрудничеству режиссеров Сергея Эйзенштейна, Абрама Роома, Всеволода Пудовкина, Льва Кулешова.

В 1927 году близ хутора Потылиха была заложена новая кинофабрика с более просторными помещениями для киностудии. На ее площадях снимали культовые «Волга-Волга», «Цирк», «Свинарка и пастух», «Подкидыш», «Трактористы» и др.

В составе «Мосфильма» со временем появилось шесть творческих объединений («Время», «Луч», «Товарищ», «Телефильм», «Юность», ЭТО) и театр-студия «Актер», готовившая профессиональные кадры. Каждая из студий специализировалась на производстве определенных жанров: комедий, детских, музыкальных и молодежных фильмов, мелодрам, трагедий.

К началу 80-х годов в СССР снималось порядка 500 игровых картин в год. В стране насчитывалось 153 017 кинотеатров и кинопередвижек (по состоянию на 1987 год). Количеству «звездных» актеров и режиссеров могли бы позавидовать все без исключения кинокомпании мира. Это культурное наследие до сих пор подпитывает современное российское кино.


Студия «Партизанфильм». История кино в Беларуси началась еще в позапрошлом веке. А в начале ХХ века на территории тогдашних губерний действовало уже 56 частных кинозалов. Интересно, что первый из них в Минске на Захарьевской улице в 1900 году открыл предприниматель Рихард Штремер, крутивший у себя зарубежные диапозитивы и киноленты. Именно в доме Штремера в Ростове-на-Дону на Большой Садовой в 1905 году впервые увидел кино подъесаул Александр Ханжонков, после чего создал собственную первую в России кинокомпанию. До революции на белорусской земле были сняты несколько хроникально-документальных фильмов: «Маневры МВПО», «Экскаватор — адская машина за Брестским вокзалом», «Пожар в городе Минске на Полицейской улице».

Белорусские кинематографисты всерьез занялись съемками в 1924 году, когда в Минске было основано управление «Белгоскино». Политика советского правительства изначально строилась на развитии «важнейшего из искусств» во всех национальных республиках как наиболее понятного для населения проводника «генеральной линии партии». При этом предпочтение отдавалось картинам по произведениям отечественной классики: «Медведь», «Человек в футляре», «Поручик Киже» и др.

После Великой Отечественной войны на киностудии «Беларусьфильм» было снято множество военных картин, из-за чего ее в шутку начали называть «Партизанфильм». Здесь работали крупнейшие советские режиссеры Никита Михалков, отец и сын Тородовские, Элем Климов, Дмитрий Астрахан, Ричард Викторов, Борис Степанов, Виктор Туров, Владимир Хотиненко и др.

После развала Союза в белорусском кино, как и везде, наступили трудные времена. Поддержка культурного наследия целиком легла на плечи государственных структур. С 1994 года в стране организуется кинофестиваль «Листопад», призванный передавать это наследие грядущим поколениям.


Стоп-кадр с Арарата. Появление кино в Армении связано в первую очередь с рождением СССР. До этого попытки съемок в Эриванской губернии носили исключительно спорадический характер. Так, в ноябре 1907 года были сняты похороны в Эчмиадзине католикоса Мкртича I. В 1912 году в Каире представитель диаспоры Ваан Зардарян снял первый игровой фильм на армянскую тематику. А в 1915 году в Екатеринодаре вышел первый фильм на самую больную для армян тему геноцида — «Во власти курдов» режиссера и оператора Николая Минервина, который по заказу донских армян чуть ранее снял известную кинохронику «Встреча Католикоса всех армян Маттеоса II Измирльяна в Нахичевани-на-Дону».

С декабря 1920 года все независимые киностудии и кинотеатры Армении распоряжением Наркомпроса были подчинены советским властям. В горные районы Армянской ССР начали выезжать кинопередвижки — портативные киноустановки, демонстрирующие населению «правильные» фильмы. В системе Главполитпросвета образована организация «Госкино», ставшая впоследствии киностудией «Арменфильм».

Режиссер Амбарцум Бек-Назаров, работавший в свое время актером у Александра Ханжонкова, в 1926 году выпустил первый армянский художественный фильм «Намус». Он же через год снял еще два — «Зарэ» и «Шор и Шоршор», открывшие эпоху армянского кинематографа в СССР. Именем Бек-Назарова была названа киностудия «Арменфильм». Интересно, что Амбарцум (Амо) Бек-Назарян в 1926 году выступил автором сценария документального фильма «Землетрясение в Ленинакане», ставшего своеобразным пророчеством трагичного катаклизма в этом же городе 62 года спустя.

Армянский кинематограф подарил отечественному кино целую россыпь живых легенд. Это Армен Джигарханян, Фрунзик Мкртчян, Хорен Абрамян, Сос Саркисян, Александр Адабашьян, Роман Балаян, Сергей Газаров, Артем Карапетян, Родион Нахапетов, Армен Медведев, Эдмон Кеосаян.

Отдельного упоминания стоит армянская мультипликация, в качестве культурного достояния делегировавшая в киноискусство такие ленты, как «Ух ты, говорящая рыба», «В синем море, в белой пене», «Ишь ты, масленица», «Кто расскажет небылицу».


Степной голливуд. Казахстанский кинематограф как явление появился достаточно поздно. До революции частные кинозалы были рассчитаны только на русскоязычную публику в городах Верный и Кокчетав. Автохтонное население «волшебным фонарем» не интересовалось и было далеко от этого искусства.

«Казахстанское кино в советский период не испытало такого взлета, как киргизское или узбекское. Казахстан был очень сильно подвержен идеологии, поэтому, если не брать ярких личностей, огромное количество картин снималось заказного, производственного и историко-революционного характера», — поясняет киновед Гульнар Абикеева.

Первая киностудия появилась в Алма-Ате только в 1929 году, а первым ее фильмом стал сильно идеологизированный «Амангельды» (1938 год) режиссера Моисея Левина.

Настоящим прорывом в искусстве стала Великая Отечественная война. Тогда в эвакуацию в Казахстан были отправлены две ведущие советские киностудии — «Мосфильм» и «Ленфильм», слившиеся здесь в Центральную объединенную киностудию. С лучшими советскими кадрами ЦОКС во время войны выпустил знаменитые фильмы «Иван Грозный», окончательный вариант «Свинарки и пастуха», «Песнь о великане», «Батыры степей», боевые киносборники и др. За время ВОВ здесь было снято свыше 40 полнометражных и 10 короткометражных документальных кинофильмов.

Из этой школы вышел выдающийся казахский актер, сценарист и режиссер Шакен Айманов, чьим именем впоследствии была названа киностудия «Казахфильм». Он поставил и снял фильмы «Земля отцов», «Безбородый обманщик», «Ангел в тюбетейке», «Конец атамана» (сценарист — Андрон Михалков-Кончаловский) и др.

В 60-х годах снимали свои фильмы Абдулла Карсакбаев, Мажит Бегалин, Султан Ходжиков, определившие лицо казахстанской «классики». Кинематограф советского периода является отправной точкой для развития кино сначала перестроечного, а затем и независимого Казахстана.

«Кыйно» Иссык-Куля. «Кыргызским чудом» называли республиканский кинематограф в 60-70-х годах прошлого века. Как и в других среднеазиатских республиках, в Киргизии кино появилось лишь в русскоязычных районах Бишкека, и до Великой Отечественной пребывало в зачаточном состоянии.

«Это были первые годы, когда у нас появилось кино, но тогда мы, дети из глубинки, называли его иначе — «кыйно». Чтобы посмотреть фильм, нужно было пройти 10 километров до районного центра», — вспоминал Толомуш Океев, чьим именем потом была названа киностудия «Киргизфильм». — Фильм редко можно было посмотреть полностью за раз, чаще всего его показывали по частям. То рвалась пленка, то бобины не успевали собирать. Порой лента шла с конца или вверх ногами, но мы все равно смотрели, это было наше «кыйно».

Зато после «эвакуационный импульс» дал местному кинематографу новую жизнь. В республику вернулись бывшие студенты, которые в качестве национальных кадров проходили обучение в лучших киноинститутах СССР. В республике открылось порядка 300 кинотеатров, киностудия выпускала до 10 фильмов в год.

Многие фильмы 60-70-х годов были сняты в Киргизской ССР на киностудии «Киргизфильм имени Т. Океева» совместно с маститыми режиссерами страны. В число фильмов-легенд, ставших основой того самого «кыргызского чуда», вошли «Зной» Ларисы Шепитько (1962 год), «Трудная переправа» (Мелис Убукеев, 1964), «Первый учитель» (Андрон Михалков-Кончаловский, 1965), «Небо нашего детства» (Толомуш Океев, 1966), «Материнское поле» (Геннадий Базаров, 1967), «Выстрел на перевале Караш» (Болот Шамшиев, 1968), «Засада» (Геннадий Базаров, 1969), «Белый пароход» (Болот Шамшиев, 1975), «Красное яблоко» (Толомуш Океев, 1975), «Мужчины без женщин», (Альгимантас Видугирис, 1981). Фильм Океева «Лютый» даже был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, конкурируя с фильмами Федерико Феллини и Акиро Куросавы. А фильм Болота Шамшиева «Волчья яма» собрал в прокате в 1983 году свыше 100 млн долларов, доказав, что национальное кино может быть не только классическим, но и коммерчески успешным.

 |